У детей недоразвитием речи нарушено формирование всех
компонентов языковой системы. Это и лексика (словарный запас), и грамматика, и
связная речь, и звукопроизношение. Речевая недостаточность у детей может
варьироваться от полного отсутствия у них общеупотребительной речи до наличия
развернутой с выраженными нарушениями лексики, грамматики и звукопроизношения.
В соответствии с этим принято деление на уровни речевого развития, при которых
общим считается значительное отставание в появлении активной речи,
ограниченный словарный запас, аграмматизм, недостаточность звукопроизношения и
фонематического восприятия. Недоразвитие всех компонентов речи у таких детей
сопровождается недостаточной регуляцией мышечного тонуса, неточностью двигательных
дифференцировок, наблюдается истощаемость всех психических процессов, выражена
моторная неловкость.
Система коррекционной работы построена на основе лексических
тем» с учетом возрастных особенностей детей 3—5 лет. С помощью дидактических
игр и упражнений устраняются трудности в формировании лексико-грамматических
представлений, дифференциации родовых понятий, освоения грамматического строя
речи, увеличения активного словаря, расширения пассивного. Пальчиковая
гимнастика, игры, хороводы помогают формированию двигательной активности,
темпа, ритма речи, развитию мелкой и речевой моторики, коррекции психических
процессов, способствуют развитию речи в целом.
Каждую тему можно оформить в виде информационных страничек
или домашнего задания для родителей. |