СОЦИАЛЬНЫЕ ПЕРВОПРОХОДЦЫ
В современной жизни мы все чаще
наблюдаем проявления борьбы различных меньшинств (национальных,
религиозных, нетрадиционной сексуальной ориентации и т. д.), за
равноправие. И вообще, испокон веков большинство взрослых не расположено
признавать чей-либо диктат, точно такие же чувства свойственны и детям.
Таблица, которая приведена в этом разделе, отражает перечень
характеристик, свойственных личности, воспитанной с помощью авторитарных
методов. Давайте рассмотрим эти методы. Существует большое различие
между тем, что необходимо для подготовки ребенка к жизни в условиях
демократии, и тем, что требовалось для его жизни в условиях
авторитарного режима. Сравните эти методы воспитания с теми, которыми
большинство из нас пользуется сегодня. В прошлом каждый четко знал, что
надо делать, воспитывая своих детей. Но из-за социальных перемен нам
необходимо пополнять свои знания и применять новые методы. Наши права
претерпели изменения, то же самое случилось с правами наших детей.
Пришло время признать этот факт и стать своего рода социальными
первопроходцами.
ОТ ПРИНУЖДЕНИЯ — К ВЗАИМОПОНИМАНИЮ
Оценивая способы мотивации того или иного поведения ребенка, воспользуемся такими терминами, как «авторитарное воздействие» и «демократичное воздействие».
Авторитарное воздействие изначально
рассматривает самих детей и ситуации, связанные с ними, как нечто
негативное, такое, с чем нужно «бороться», используя методы принуждения,
что неизменно влечет за собой разобщение родителей и детей.
Принуждение используется для того, чтобы
подчинить действия ребенка желаниям родителей. При этом в ход идут
обвинения, угрозы, наказания, рукоприкладство, осуждение, сарказм,
запугивание, унижение, покрикивания, придирки или другие попытки
насильно заставить ребенка сделать что-нибудь против его собственной
воли. Авторитарное воздействие основано на страхе, а не на любви, и учит
детей быть зависимыми от внешних факторов. Истоки вины за свои ошибки, а
также своего счастья они ищут за пределами собственного поведения.
Когда вы подвергаете ребенка такому
воздействию, то это, наверняка, происходит потому, что вы сами чем-то
озабочены в жизни. Возможно, вы только что поскандалили с мужем или
женой, вы не успели сделать свои дела, вы спешите куда-нибудь, у вас
конфликт на работе, вас беспокоит денежная проблема и т. д. Иногда мы
принуждаем, потому что находимся во власти собственных переживаний или
никак не можем сконцентрировать внимание на том или ином моменте.
Возможно, в оправдание своим действиям у нас и сложилось убеждение, что
детей нужно наказывать, чтобы чему-нибудь их научить.
Когда ребенок или один из супругов
делает то, что не по нраву другому, то этот другой применяет метод
принудительного воздействия с целью изменить положение дел в свою
пользу, и напряжение возрастает. Все заканчивается высказываниями и
поступками, которые мы впоследствии стремимся вычеркнуть из памяти
навсегда. Постоянное применение авторитарного воздействия на личность
влечет за собой месть, враждебность, обвинения в адрес друг друга.
Упреки, напряженные отношения в семье, заниженная самооценка также могут
привести к тому, что близкий человек откажется пойти вам навстречу и
перестанет вас уважать.
Демократичное воздействие на личность,
напротив, полностью исключает взгляд на ребенка как на «плохого» или
«неправильного». Оно предусматривает тесную взаимосвязь с ним,
взаимопонимание (не осуждение или приговор!), любовь без всяких
условностей, создание положительного мнения о себе, особое внимание к
внутренним стимулам. Демократичное воздействие помогает детям быть
творцами собственного счастья. Оно несет в себе чуткое отношение к
ближнему, уважение, ответственность, здоровую инициативу, взаимовыручку и
радостное чувство полноты жизни.
Пример.
Вскоре после того, как я вышла замуж за
Брайана, мне довелось поехать в гости к своим падчерицам. Мой муж и
Тайлер уехали туда раньше. Когда я приехала на место, Брайан и одна из
его дочерей как раз выходили из фургона и направлялись в дом. Я крепко
обняла их обоих и спросила: «Где Тайлер?» Они сказали мне, что он все
еще в фургоне.
Я вошла в фургон, чтобы обнять его, а в ответ услышала такое приветствие: «Почему ты обняла ее первой?»
Я сказала: «Похоже, что тебе не хватает
любви и поддержки». Тайлер ответил мне подавленным голосом: «Да, они не
любят меня, я все здесь ненавижу!» «Когда ты с папой дома один, —
ответила я, — он полностью отдает тебе свои чувства. Но когда ты
приезжаешь сюда, то возникает ощущение, что тебя здесь не любят. Порой я
ощущаю то же самое». Тайлер, поняв, что он не одинок в своих чувствах,
облегченно вздохнул: «Ты тоже?!» Я ответила вопросом: «А как ты думаешь,
им не бывает трудно, когда мы приезжаем к ним в гости?» Тайлер ответил:
«Это, наверное, потому, что они чувствуют, что мы увезем их папу с
собой». «Вероятно, так», — ответила я, прижав его к себе покрепче. Потом
он сказал: «Ладно, пойдем в дом». А теперь представьте себе, как бы все
обернулось, если бы я применила авторитарные меры воздействия на сына,
что иногда случается, когда я выхожу из себя. Вот какой могла бы стать
моя реакция на его поведение, воспользуйся я в этом случае принуждением.
Тайлер приветствует меня следующим
высказыванием: «Почему ты не обняла меня первым?» Я бы сказала е свою
защиту: «Потому что я не знала, что ты в фургоне. А теперь поторопись,
нам надо идти в дом».
Тайлер, упираясь, сказал бы: «Я не хочу идти туда. Они меня не любят!»
Я бы потребовала от него: «Тайлер,
одевай свои туфли, и пошли!» «Не пойду, и ты не заставишь меня!»
Доведенная, как говорится, до белого каления, я бы сказала: «Прекрасно,
оставайся в своем фургоне. А я пойду!» — и мы оба разозлились бы друг на
друга.
Нет ничего проще, чем воспользоваться
принудительной мерой воздействия, ведь именно так воспитывали
большинство из нас. И все-таки это не приносит удовлетворения, которого
мы ищем во взаимоотношениях.
Попытайтесь перейти к демократичному
воздействию на ребенка. Первым шагом должно стать ясное понимание того,
что ваш ребенок не «плохой» и не сделал ничего «неправильного». Он —
такое же существо, как и вы. Ведь если вы попали в беду, то это
произошло не потому, что вы родились неудачником или вам свойственно
делать ошибки, а просто потому, что не всегда получается так, как
хочется.
Второй шаг — признайтесь себе в том, что поведение, основанное на принуждении, все равно не приведет к желаемому результату.
Третий шаг — найдите альтернативы
принудительному поведению. Четвертый шаг — если выбор, сделанный вами,
удался, закрепите его; если нет, то спросите себя, что бы вы сделали
по-другому в следующий раз.
Не надо отчаиваться. Если вы будете
отчаиваться, то возрастет вероятность, что вы откажетесь от задуманного и
опять воспользуетесь принудительными методами. Конечно, легче делать
то, что привычно. Но попытайтесь строить свои отношения с ребенком
по-новому и не будьте слишком строги к себе.
Пятый шаг — побольше читайте книги, которые расширят ваш кругозор в сфере воспитания.
ПОЧЕМУ МЕНЯ НЕ УВАЖАЮТ?
«Джек, а ну-ка иди сюда сейчас же и
убери свой велосипед! Мне из-за него не проехать». «Убери сам, папа. Мне
некогда», — отвечает Джек. «Когда я был ребенком, — ворчит отец, — я
уважал своих родителей».
Нам следует отказаться от права
требовать одностороннего уважения. В примере с велосипедом для отца
важно было, прежде всего, показать, кто кого старше, тем самым
подчеркивая превосходство над сыном. Мы росли в обстановке, которая
требовала от нас беспрекословного подчинения старшим. Взаимное уважение
существовало только среди людей, пользовавшихся одинаковыми правами в
сфере влияния на других или занимавших равное положение в обществе.
Сегодня дети ощущают себя вполне
равноправными с нами, им свойственно подвергать сомнению наши требования
на одностороннее уважение. К сожалению, общаясь с детьми, мы часто
забываем проявлять наше уважение к ним. Например, современные дети
почувствуют неуважительное отношение к себе, если мы будем делать
следующее:
♦ кричать на них;
♦ входить в их комнату без стука, унижать их перед друзьями, бить;
♦ разговаривать с ними свысока;
♦ целовать и тискать их, когда они этого не хотят;
♦ заставлять переодеваться в ту одежду, которая им не нравится;
♦ принуждать принимать лекарства, заставлять их есть то, чего они не хотят;
♦ говорить одно, а делать другое.
Взаимное уважение необходимо для
сохранения любящей атмосферы в семье. Если ваш ребенок не почувствует,
что вы его уважаете, то все ваши усилия добиться его поддержки,
вероятнее всего, останутся безрезультатными. Уважение ребенка необходимо
заслужить. Лучший способ научить детей уважать ваши права — научиться
уважать их права. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок стучал в дверь,
прежде чем войти в вашу спальню, то проявите и свое уважение, постучав,
прежде чем войти в его комнату.
ПРОЯВЛЯЙТЕ ТВЕРДОСТЬ В ОТНОШЕНИИ СВОИХ ПРАВ
Обычно мы обижаемся на детей потому, что сами в какой-то мере позволяем им посягать на наши права.
Пример.
Мама с подругой беседуют за чашкой кофе.
Пятилетняя Сюзи подбежала к маме и сказала: «Мама, где мои туфли?» Мама
спокойно ответила: «Наверху, в твоей комнате». Через минуту Сюзи снова
вбегает в комнату: «Я не могу найти их!» Мама начинает сердиться, что ее
перебивают. С раздражением она говорит: «Сюзи, они в твоей комнате, а
теперь иди и найди их!», а про себя думает: «Мне даже не удается
поговорить с собственной подругой в спокойной обстановке!». Тем не
менее, мама не защитила свои собственные права. Она лишь выразила свое
недовольство поведением Сюзи.
Мама возобновляет разговор с подругой,
Сюзи возвращается через несколько минут и дергает маму за руку: «Мама,
их там тоже нет!» Мама опять отвлеклась от разговора и сказала Сюзи:
«Вот что, Сюзи, тебе давно пора научиться класть свои вещи на место,
чтобы ты всегда могла их найти!»
Сюзи снова убегает в свою комнату, чтобы
еще раз попытаться найти свои туфли. Еще через несколько минут она
снова возвращается к маме, всхлипывая: «Мама, (всхлипывание) я никак не
могу найти туфли…» На этот раз мама не вытерпела и взорвалась: «Если ты
перебьешь меня еще раз, дорогая моя, я закрою тебя в комнате, и у тебя
будет достаточно времени, чтобы найти свои туфли!»
В этом примере маме не удалось внушить
дочери, что она имеет право спокойно поговорить со своей подругой. Мама
возмутилась и, в конечном итоге, пригрозила Сюзи наказанием. А вот
альтернативный подход, который позволяет матери защитить свои права.
В то время как мама со своей подругой
ведут разговор за чашкой кофе, в комнату вбегает Сюзи и спрашивает:
«Мама, где мои туфли?» Мама отвечает: «Сейчас я занята. Я помогу найти
их тебе, когда закончу», «Но мама! — жалобно пристает Сюзи. — Я не могу
их найти, и я хочу, чтобы ты помогла мне!» Мама протягивает руку и
ласково гладит Сюзи по спине, не говоря ей больше ни слова и не прерывая
разговор со своей подругой. Сюзи постояла какое-то время с удивленным
выражением на лице, затем развернулась и ушла.
Здесь мамины действия говорят о
следующем: «Я уважаю себя, и не позволю тебе перебивать меня, но все же я
тебя люблю». Мама продемонстрировала Сюзи образец того, как можно
защищать свои права, проявляя твердость и любовь одновременно.
|