Ни наказание, ни жалость не являются
эффективными методами подготовки детей к жизни. Потому что, воздействуя
на ребенка с помощью «кнута» или «пряника», мы лишаем его возможности
выработать в себе два ценных качества, необходимых в современном
обществе, — ответственность и уважение. Ребенок, которому не привили
чувство ответственности, став взрослым, может попадать под влияние
других людей. Он, как правило, ничего не будет делать сам без разрешения
и постарается найти себе таких друзей, которые будут ему указывать, что
делать. Или же он может выражать обществу свой протест, противясь
всему, о чем его просят. В обоих случаях он будет недооценивать
собственную способность изменять положение дел в свою пользу.
ЕСЛИ ВЫ ДИКТУЕТЕ СВОИ УСЛОВИЯ РЕБЕНКУ, ГОТОВЬТЕСЬ К РАСПЛАТЕ!
Прекрасно осознавая всю тщетность
попыток уследить за каждым шагом ребенка, вы часто прибегаете к диктату в
буквальном смысле этого слова, потому что именно такое воспитание
получили большинство из нас. Обычная реакция ребенка на такое
«воспитание» — во что бы то ни стало рассчитаться с обидчиком. Если вы
замечаете, что ваш ребенок пытается вам навредить, то это может быть
верным признаком того, что вы диктуете ему свои условия. Дети «сводят
счеты» по-разному. Одни начинают дерзить, другие — убегать из дому, а
третьи — плохо учиться в школе. Этот список можно продолжить. Обычно они
чувствуют примерно следующее: «Обидно, что вы не цените меня, ну
ничего, вы еще пожалеете об этом!»
Как-то раз мне довелось консультировать
одну мать, у которой было четверо маленьких детей. Мама высказывала
недовольство по поводу того, что ее ребятишки постоянно забывали о своих
обязанностях по дому.
«Я попрошу их сделать что-нибудь, и минут через десять они обо всем забывают!»
Тогда я решила поговорить с детьми и
спросила у них, что бы они хотели изменить в поведении своей мамы. Они
сказали: «Мы не хотим, чтобы мама ругалась и била нас». И тут я спросила
их: «А что вы делаете, чтобы отомстить маме за то, что она вас бьет?»
Семилетний мальчик ответил: «Мы делаем вид, что обо всем забываем. Это
выводит ее из себя!»
Я посоветовала маме не навязывать детям
свои условия, а поговорить с ними о «ее проблеме», которая, по всей
вероятности, заключается в том, что ей одной приходится делать всю
домашнюю работу. Вместе с мамой они составили перечень домашних
обязанностей на каждую неделю. И все они, включая маму, по очереди
выбирали для себя ту обязанность, за выполнение которой собирались нести
ответственность. В итоге дети стали выполнять всю работу по дому без
всяких напоминаний. |