Родители часто пользуются «тайм-аутом»
как исправительным методом воздействия на ребенка. Но если вы сами
устанавливаете контроль над тем, когда ребенку можно вернуться оттуда,
куда вы его в гневе отослали, то такой «тайм-аут» на самом деле
становится наказанием. Например: «Мне надоело твое постоянное нытье! Иди
в свою комнату и оставайся там до тех пор, пока не научишься вести себя
как следует!» Заметьте, как родитель в порыве злости отправляет своего
ребенка подальше с глаз долой.
Ваш ребенок, вероятно, может воспринять
такое обращение к себе так: «Ты мне не нравишься. Я хочу, чтобы ты
скрылся с моих глаз, и только тогда у меня будет все нормально». Ваш
ребенок не научится самоконтролю, если вы установите контроль над тем,
когда ему выходить из своей комнаты. Рассматривая «тайм-аут» как
наказание, ваш ребенок не станет размышлять: «Что я сделал неправильно, и
как мне в следующий раз поступить по-другому?» Он, скорее всего,
подумает так: «Это же глупо! Я злюсь! Мама несправедлива ко мне!» Вот
поэтому «тайм-аут», когда он становится наказанием, теряет
эффективность. С другой стороны, такой воспитательный прием, как
самоуспокоение, приучает к внутреннему контролю над своим поведением и к
самостоятельности.
Успокоить себя — это именно то, что вы
или ваш ребенок можете сделать, чтобы перестать реагировать негативно на
происходящее. Вы сами или ваш ребенок можете взять передышку, чтобы
привести свой рассудок в спокойное состояние, побороть эмоции и найти
альтернативное решение возникшей проблемы.
Помогите ребенку создать особое место
для его самоуспокоения. Такое место не обязательно должно быть в его
комнате. Оно может находиться на кухне, в кабинете или, если позволяет
погода, на улице. Помогите ребенку найти и принести в это место такие
предметы и вещи, которые помогут ему успокоить себя и справиться со
своими чувствами. Это может быть магнитофон с приятными и спокойными
записями, книги, шашки, настольные игры. Краски для рисования, столярные
и слесарные инструменты. Бревно с молотком и гвоздями или другие
предметы. Хорошо было бы привлечь ребенка к помощи в создании такого же
места и для вашего собственного успокоения. Если вы станете примером для
ваших детей в том, как надо успокаивать себя, то это станет для них
самым эффективным и убедительным уроком.
В месте для самоуспокоения полезно задавать себе три основных вопроса.
«В чем проблема?» «Какова моя роль в этой проблеме?» «Что я могут предпринять, чтобы исправить создавшееся положение?»
Далее я предлагаю примерный перечень
ваших последовательных действий в тот момент, когда вы просите своего
ребенка взять «тайм-аут»:
♦ наклонитесь к ребенку, чтобы общаться с ним «нос к носу», вместо того чтобы смотреть на него свысока;
♦ будьте с ним спокойны и ласковы;
♦ начните общение примерно так: «Похоже,
что тебе надо успокоиться. Когда почувствуешь, что справился с собой,
можешь снова сюда вернуться»;
♦ если ваш ребенок не уходит, нежно возьмите его за руку и ласково отведите в специальное место, чтобы он успокоился;
♦ если ваш ребенок, вернувшись оттуда,
ведет себя как следует, то позвольте ему остаться с вами. Если его
поведение не изменится в лучшую сторону, то без лишних слов отведите
обратно.
Говоря своему ребенку: «Ты можешь снова
вернуться, когда почувствуешь, что успокоился», вы учите его умению
контролировать свои действия и эмоции.
Если поведение вашего ребенка связано с
тем, что он пытается отомстить вам или оказать на вас влияние, и вы
начинаете ввязываться в словесную перепалку с ним, заставляя его
успокоиться, то прервитесь и лучше успокойтесь сами.
Нам важно на собственном примере
продемонстрировать детям, что ни в коем случае не следует искать
оправдания своим негативным поступкам, а лучше разобраться наедине с
самим собой и спокойно найти разумный выход из создавшегося положения.
|