Мы, взрослые люди, даем детям множество речевых стереотипов, которые служат им шаблонами. Но вот вдруг слышим:
— Бабуся, мы дарим тебе три духа! — и
трехлетняя Мариша преподносит бабушке набор из трех флакончиков духов —
от себя, мамы и папы.
— Ты это иголком сошила? — интересуется Леша 2 лет 10 месяцев, когда мама надевает ему новую рубашечку.
— Ой, не давли грибок! — кричит Леночка 2 лет 10 месяцев. Она же восхищается: «Посмотри, какое стадо черников!»
«Иголком», «черников», «три духа» и
т. п. — это ошибки, которые связаны с недостаточным овладением языком.
Некоторые из этих ошибок, однако, настолько распространены и так
закономерно повторяются в речи всех правильно развивающихся детей, что о
них стоит поговорить особо.
«Закономерности» ошибок в детской речи
важно знать для понимания процесса развития речи. Кроме того, родители и
воспитатели должны знать, как относиться к ошибкам ребятишек.
Какие же ошибки наиболее типичны и чем они интересны?
В отношении глаголов наиболее частой
ошибкой является построение глагольных форм по образцу одной, более
легкой для ребенка. Например, все дети в определенном возрасте говорят:
вставаю, лизаю), жеваю и т. д. «Прожевал, наконец?» — «Жеваю». — «Ну,
вставай, хватит валяться!» — «Вставаю, вставаю!» — «Мама, а Лека стекло
лизает!»
Такая форма не изобретена ребенком, он
ведь постоянно слышит: ломаю, ломаешь, засыпаю, засыпаешь, хватаю,
хватаешь, разрешаю и т. д., и, конечно, малышу проще использовать одну
стандартную форму глагола. Кроме того, артикуляция слов «лизаю», «жеваю»
легче, чем слов «лижу», «жую». Поэтому, несмотря на поправки взрослых,
ребенок упорно говорит по-своему. В основе этих ошибок, следовательно,
лежит подражание часто употребляемой форме глагола, но образцу которой
ребенок изменяет и все другие глаголы. Иногда такое подражание
происходит по образцу только что услышанной формы глагола.
«Игорюшка, вставай, я тебя давно бужу». — «Нет, я еще поспу», — отвечает трехлетний мальчуган.
Четырехлетняя Маша вертится около
матери, которая прилегла отдохнуть. «Маша, ты мне мешаешь». — «А что ты
все лежаешь и лежаешь?»
Ученые, изучавшие развитие детской речи,
отметили, что когда ребенок усваивает какую-нибудь одну форму языкового
значения, то далее он распространяет ее на другие. Иногда это обобщение
языковой формы оказывается правильным, иногда — нет. В случаях,
подобных приведенным здесь, такое обобщение было неправильным.
У маленьких детей, как указывает А. Н.
Гвоздев, очень часто наблюдается употребление прошедшего времени
глаголов только в женском роде (с окончанием на «а»). «Я попила чай», «Я
пошла» и т. п., — говорят и мальчики. Причина этой очень частой ошибки
неясна; возможно, она лежит в большей легкости артикуляции.
Дети встречают много трудностей, когда
начинают изменять имена существительные по падежам. Ну, на самом деле,
почему столы — столов, а стулья — уже стульев?! Не справляясь со
сложностью грамматики русского языка, малыши образуют падежные окончания
но какому-нибудь уже усвоенному образцу. «Возьмем все стулы и сделаем
поезд», — предлагает трехлетний Женя своему приятелю. «Нет, — возражает
тот, — здесь мало стулов». А вот Гера трех лет восьми месяцев уже хорошо
запомнил, что множественное число от слова «стул» — «стулья»: «У меня в
комнате два стулья, а у тебя скоко?»
Когда в речи ребенка появляется
творительный падеж, он долгое время образует его по шаблонной схеме
путем присоединения к корню имени существительного окончания ом,
независимо от рода существительного: иголком, кошком, ложком и т. д.,
т. е. по образцу склонения имен существительных мужского рода.
Дети постоянно делают ошибки в родовых
окончаниях имен существительных: «людиха» (женщина), «цыплиха» (курица),
«лошадиха» (лошадь), коров» (бык), «людь» (человек), «кош» (кот) и
т. д. У четырехлетнего Севы отец — врач, но сам он, когда вырастет,
будет прач (по его мнению, «прач» — это мужчина-прачка), так как ему
ужасно нравятся мыльная пена и пузыри. Трехлетнюю Люсю, напротив,
прельстила профессия врача, и она решила, что когда будет большая, то
станет «врачкой».
Очень типичны ошибки, которые дети
делают в употреблении сравнительной степени имен прилагательных. В этом
случае опять четко проявляется подражание ранее усвоенной форме. Мы
говорим: длиннее, смешнее, беднее, веселее и т. д. Большое количество
имен прилагательных в сравнительной степени имеют такую форму.
Удивительно ли, что малыши говорят: хорошее, плохее, высокее, короткее и
т. д.
«Ты у нас хороший мальчик!» — «А кто хорошее, я или Слава?» «Мне близко до садика идти». — «Нет, мне близее».
Ребятишки без всякого смущения образуют
сравнительную степень даже от имен существительных. «А у нас есть сосны в
саду!» — «Ну и что? А наш сад все равно соснее!"
Все эти примеры показывают, что типичные
ошибки в детской речи связаны с тем, что грамматические формы
образуются по немногим, ранее усвоенным образцам. Это значит, что классы
слов с соответствующими им грамматическими отношениями еще не четко
разделены, они имеют пока примитивно обобщенный характер. Только
постепенно, когда такое разделение станет четким, будут тонко выделены и
грамматические формы.
Обычно взрослые ограничиваются тем, что
посмеются над забавным искажением слова. Когда ошибки ребенка в речи
носят случайный характер (как «три духа», «не давли» и т. д.), то на них
действительно не стоит фиксировать внимание ребенка. Те же ошибки,
которые являются типичными (образование творительного падежа с помощью
окончания ом, независимо от рода существительного, окончание ее в
сравнительной степени прилагательных и т. д.), нужно обязательно
поправить. Если на них не обращать внимания, речь ребенка очень надолго
останется неправильной.
Ни в коем случае нельзя смеяться над
малышом или дразнить его, как это нередко бывает в тех случаях, когда
мальчик долго говорит «я пошла», «я пила» и т. д.
Игорь К. до трех лет упорно употреблял
прошедшее время глаголов только в женском роде. Чтобы отучить его,
бабушка и няня стали дразнить малыша: «Ах, наша девочка пила чай!», «А
знаете, Игорек ведь у нас девочка — он говорит «взяла», «упала»!»
Мальчик обижался, плакал и стал избегать глаголов в прошедшем времени.
«Иди чай пить, Игорек!» — «У меня уже попито!» — «Ты взял книгу?» —
«Нет, у меня не брато». Только в три с половиной года Игорь начал
понемногу употреблять прошедшее время глаголов правильно.
Не следует также пересказывать детские
слова и фразы с ошибкой как анекдоты, особенно в присутствии самих
ребятишек. Дети очень гордятся тем, что им удалось рассмешить взрослых, и
начинают коверкать слова уже умышленно.
Самое лучшее — спокойно поправить ребенка, не делая из ошибки остроты или повода дли обиды.
Разговор об ошибках приводит нас к
другому, очень интересному вопросу — о детском словотворчестве. В обоих
этих явлениях довольно много общих черт и во внешних проявлениях, и в
механизмах их возникновения.
|