Выше мы уже говорили: для того чтобы
человек понял слово, необходимо образование связей в его мозге между
звуками, из которых слагается это слово, что отбор движений
артикуляторного аппарата и их последовательность также обеспечиваются
выработанными в мозге связями. Что же это за связи и как они возникают?
Мозг отвечает на все воздействия из
внешней среды (зрительные, звуковые, температурные и другие) и из самого
организма (голод, жажда и т. д.). Эти ответы, или рефлексы, бывают
врожденными (их называют еще инстинктивными) и приобретенными в
жизненном опыте, выработанными.
Чтобы получить врожденные рефлексы, не
требуется предварительной подготовки, обучения, никаких особых условий,
поэтому И. П. Павлов называл их безусловными. Так, новорожденный
отвечает сосанием на прикосновение к губам, зажмуривается при попадании
яркого света в глаза и т. д. без всякого обучения. Это происходит
потому, что нервные пути (связи), по которым осуществляются врожденные
рефлексы, формируются уже в ходе развития нервной системы и к рождению
ребенка они готовы и могут функционировать.
Но вот на третьем месяце жизни ребенок
начинает делать сосательные движения при виде бутылочки с молоком — это
уже результат жизненного опыта малыша, а не врожденная реакция. Для
выработки такого рефлекса нужны определенные условия: вид бутылочки с
молоком должен несколько раз совпасть с пищевой безусловной реакцией,
вид бутылочки должен предшествовать пищевой реакции и т. д. Поэтому-то
вырабатываемые рефлексы и были названы условными. Пути, по которым они
осуществляются, тоже вырабатываются и называются условными связями.
Количество безусловных рефлексов
довольно ограничено. Наиболее важные из них — пищевые, защитные,
ориентировочные, половые, родительские, подражательные. Они представляют
собой основу, на которой строится грандиозная по сложности и объему
деятельность по выработке новых, условных рефлексов. Число же
вырабатываемых на базе каждого безусловного рефлекса новых, условных
рефлексов огромно, по сути дела, оно не поддается учету.
И. П. Павлов писал о вырабатываемых
рефлексах: «Тут возникает при помощи условной связи, ассоциации новый
принцип нервной деятельности: сигнализация немногих безусловных внешних
агентов бесчисленной массой других агентов, постоянно вместе с тем
анализируемых и синтезируемых, дающих возможность очень большой
ориентации в той же среде и тем самым гораздо большего приспособления». (СНОСКА: И. П. Павлов. Полн. собр. трудов. М.—Л., АН СССР, 1949, т. 3, стр. 475.)
К каким же рефлексам относятся речевые?
Конечно, в осуществлении речевого акта принимают участие как врожденные,
так и выработанные рефлексы. Первые, так называемые предречевые реакции
— гуление, свирель, лепет. У всех правильно развивающихся детей они
проявляются в одни сроки и в одинаковой форме — значит, они не являются
результатом обучения. Гуление бывает даже у глухих от рождения детей
(правда, у них оно скоро замирает). К врожденным реакциям относятся и
первые проявления звукоподражания у детей от двух до семи месяцев: при
имитации артикуляторной мимики ребенок непроизвольно издает
соответствующий звук.
Постепенно между слышимыми звуками и
теми движениями губ, языка, гортани и т. д., которые нужны для
произнесения этих звуков, устанавливаются условные связи. Теперь,
услышав звук речи и не видя мимики взрослого, ребенок пытается
воспроизвести его — звукоподражание приобретает ус-ловнорефлекторный
характер. Эти условные связи вырабатываются очень рано — в первые месяцы
жизни детей.
Механизм условного рефлекса обеспечивает
и развитие понимания слов. Как показали исследования, понимание слов
требует участия обоих полушарий. Это очень убедительно показано в
наблюдениях американских нейрохирургов и нейрофизиологов Р. Сперри, X.
Гоззаниго и Т. Бодена. У больных эпилепсией они проводили операции
полного разобщения полушарий мозга (для того, чтобы ослабить припадки),
т. е. разрезали все связи между правым и левым полушариями. После того
как больные вполне поправлялись после оперативного вмешательства, у них
обследовали состояние речи. Кроме того, регистрировались биотоки мозга,
чтобы определить, как ведет себя правое и левое полушарие во время этих
наблюдений.
Выяснилось, что выражение своих мыслей с
помощью слов или письма у этих больных происходило исключительно
благодаря левому полушарию (все эти больные были правши). Понимание же
слов, произносимых другими людьми или читаемых, оказалось в равной
степени связанным с работой обоих полушарий. В пробах, где надо было
связать слово с предметом (назвать его), сгруппировать или выбрать
предметы одной категории, оба полушария оказались одинаково активными,
деятельными.
Если сопоставить эти факты с тем, что мы
видим при развитии понимания у детей, то причину активности обоих
полушарий понять очень легко. Ведь в процессе понимания, т. е. связи
слова с предметом, участвуют связи зрительно-слуховые,
зрительно-осязательные, двигательно-слуховые и т. д. Иначе говоря,
понимание есть результат развития большого числа условных связей между
многими областями коры мозга в обоих полушариях.
Когда ребенок начинает произносить
слова, то это тоже всегда результат обучения, т. е. результат выработки
систем условных связей. Здесь используются и те связи, которые были
получены при сочетании звуков речи и движений артикуляторных органов, и
те, которые вырабатываются при сочетании звуков речи между собой. Каждое
слово есть стереотип определенных звукосочетаний, каждая фраза —
стереотипное сочетание слов. Последовательность входящих в стереотип
элементов закрепляется, и, если дается один элемент стереотипа, ребенок
воспроизводит остальное. Например, вы говорите «тик» — «так»,
договаривает ребенок привычное сочетание слов «тик-так».
Но это еще не все. Нужно иметь в виду,
что путь от центра к периферии, т. е. от мозга к речевым мышцам,
составляет только часть механизма речи. Другая его часть — обратные
связи. Они идут с периферии, от мышц к центру, и сообщают в мозг о
положении всех участвующих в артикуляции мышц в каждый отрезок времени.
Это дает возможность мозгу внести нужные поправки в работу
артикуляторных органов еще до того, как звук произнесен. Так
осуществляется своеобразный мышечный контроль над процессами
артикуляции. Кроме того, есть и слуховой контроль — слово, которое
ребенок произносит, сопоставляется с хранящимся в зоне Вернике эталоном,
образцом этого слова. В отличие от мышечного контроля, слуховой
действует несколько позже, когда слово уже произнесено. На рис 11
показано направление потоков двигательных импульсов от мышц и слуховых
импульсов от уха во время речи. В нашем объяснении движение нервных
импульсов от мозга к мышцам и от мышц к мозгу показано отдельно (см.
рис. 8 и 11), на самом же деле они протекают почти одовременно, с
разницей в тысячные доли секунды.
Слуховой и двигательный контроль у детей можно наблюдать постоянно. Вот Леша (2 года
2 месяца) пытается произнести слово «шишка»: «сишка»… «шиска»… Мальчик
уже запомнил слово «шишка», т. е. эталон в зону Вернике заложен, но
артикуляция еще не отработана, и при сопоставлении образца со
звукосочетаниями «сишка», «шиска» и т. п. получается несоответствие.
Ребенок теперь улавливает его и поэтому снова и снова пытается
произнести это трудное для него слово.
Рис. 11. Схема направления потоков импульсов по обратным связям при произнесении слова:
1 — зона Вернике, 2 — зона Брока, 3
— проекционная, двигательная зона, 3а — проекционнная чувствительная
зона, 4 — слуховая область. Римские цифры обозначают: I — поток мышечных
импульсов от речевых мышц, II — поток слуховых импульсов от уха.
Когда словесные шаблоны уже
зафиксировались в мозгу, дети подолгу с трогательным усердием стараются
выговорить то или другое слово, подгоняя его под образец. Посмотрите,
как реагирует малыш на попытки взрослого подделаться под его речь. Миша
двух с половиной лет вместо «обратно» говорит «абанта». Когда же во
время прогулки отец шутливо предлагает: "Ну, а теперь пошли абанта», —
Миша сердито возражает: "Что за абанта?! Надо говорить аба… аба…
абанта», лицо его делается плаксивым. Слуховой контроль подсказывает
мальчику, что «абанта» не очень-то похоже на «обратно», но добиться
правильной артикуляции он пока не может. Бабушка Вити (ему 2 года 7
месяцев) носит пенсне, которое часто теряет и то и дело ищет. При
очередной потере Витя сочувственно спрашивает: «Опять песны потеряла?» —
«Да, — смеется бабушка, — опять песны потеряла!» Витя морщится и
укоризненно говорит: «Ну кто говорит песны? Скажи пес… пёс…, пес… Скажи
как надо!» Подобные случаи представляют собой яркую иллюстрацию того,
как идет у ребенка сличение слышимого звукосочетания с тем эталоном
слова, который был ранее закреплен. (Кстати, но показывает также, почему
недопустимо подделываться под детскую речь, коверкать слова. Если вы
имеете привычку сюсюкать с ребенком, то это нарушает процесс выработки
словесных эталонов у него.)
Итак, можно сказать, что речь имеет в
своей основе как врожденные рефлексы, так и системы выработанных, т. е.
условных рефлексов. Они и составляют тот механизм согласования, который
делает возможной координированную деятельность многих отделов мозга,
необходимую для того, чтобы человек мог говорить.
По ведь люди не только говорят словами, они и думают словами. Давайте посмотрим, что это такое—словесное мышление.
|