До сих пор мы говорили о таких
нарушениях речевой функции, при которых слух ребенка не страдает. Между
тем даже небольшое ухудшение слуха приводит к задержке развития речи.
Если же в этот период имеется значительная потеря слуха, речь ребенка
совсем не будет развиваться.
Когда хотят выяснить, слышит ли
маленький ребенок, то прежде всего проверяют, как он реагирует на звуки
средней громкости и громкие: разговор, крик, звонок. Если малыш не
оборачивается на эти звуки, то с большой долей вероятности можно
сказать, что он глух. Однако если вы хлопнули дверью или похлопали в
ладоши и ребенок дал реакцию — это вовсе не доказательство наличия у
него слуха, т. к. это будет реакция на вибрацию воздуха, а не на звук.
Для более старших ребятишек — около
пяти месяцев и более — хорошей пробой является такая: ребенку дают две
одинаковые звучащие игрушки — две дудки, дне резиновые птички, две
шарманки и т. д. Одна из них исправна и звучит, другая — испорчена. Если
ребенок слышит, он всегда выбирает звучащую игрушку, глухой же ребенок
играет обеими игрушками или обе оставляет без внимания.
При малейшем подозрении на нарушение
слуха у ребенка нужно обратиться к врачу. У детей примерно с 5 лет
имеется возможность очень точного определения того, в каких пределах
потерян слух, с помощью специального прибора — аудиометра. Аудиометр
позволяет выяснить, какие звуковые колебания и при какой силе ребенок
воспринимает. (Частоту колебаний звука в секунду определяют в особых
единицах — герцах, а силу его — в децибелах).
При обследовании слуха с помощью
аудиометра вычерчивают кривую: по горизонтали откладываются те звуковые
частоты, в пределах которых больной слышит, а по вертикали — силу
звуков, при которой они воспринимаются. Потеря слуха характеризуется
обоими этими показателями.
Обычно люди говорят с громкостью (т. е.
силой звуков) в 20–40 децибелов (дб), а частота звуковых колебаний
находится в пределах от 250 до 2000 герц (гц) — это называют «зоной
речевых частот».
Глухота не означает, что ухо не
улавливает никаких звуков: какие-то остатки слуха всегда есть. Но беда в
том, что они могут быть восприняты лишь при очень большой силе звука — в
80—100 дб (нужно сказать, что 80 дб — это крик, а 100 дб — фортиссимо
большого оркестра!).
В зависимости от того, каковы остатки слуха у ребенка, и ведется с ним дальнейшая работа.
Очень большое значение имеет возраст,
когда ребенок потерял слух. Чем раньше это случилось, тем тяжелее это
сказывается на речи. Дети, родившиеся глухими и потерявшие слух на
втором-третьем году жизни, будут немыми, они не могут овладеть речью без
специального обучения. Но речевой аппарат этих детей обычно в порядке, у
них нет поражения речевых отделов мозга, поэтому при правильных
занятиях умственное развитие этих детей будет нормальным, а позднее у
них ставится и звуковая речь.
Дети, потерявшие слух в пять-шесть лет,
теряют речь лишь в редких случаях, а оглохшие в семь — одиннадцать лет
сохраняют речь полностью.
Затруднения в овладении речью возникают
уже при снижении слуха на 15–20 дб — такие случаи называют не глухотой,
а тугоухостью. Эти дети тоже требуют специального лечения и обучения.
Тугоухость и даже глухота совсем не
свидетельствуют о том, что ребенок обречен на задержку умственного
развития. Можно привести большое количество примеров, когда несмотря на
тяжелую тугоухость, приближающуюся к глухоте, дети могли обучаться в
массовой школе. Но это те случаи, когда родители рано обращались к
логопеду и упорно занимались с ребятами. Родители получают очень
подробную инструкцию и обучают ребенка (обучаясь вместе с ним)
зрительному восприятию речи («чтению» мимики говорящего человека) и
восприятию тактильно-вибрационной чувствительности (произнесение гласных
и звонких согласных сопровождается вибрацией гортани, которую можно
ощутить рукой). Это требует много времени и усилий со стороны семьи, но
обеспечивает правильное развитие ребенка. Примерно та же работа
проводится и с глухими детьми, но их обучение, как правило,
осуществляется в специальных школах.
Главное, что хотелось бы здесь
подчеркнуть: при своевременном обращении к логопеду и систематических
занятиях тугоухий или глухой ребенок вырастет полноценным человеком,
поэтому родители не должны падать духом. Надо настроить себя и ребенка
на спокойную длительную работу, которая, как правило, завершается
успехом. |