Недоразвитие речевой деятельности
(алалия) является или следствием того, что созревание нервных клеток
речевой области левого полушария в силу каких-то причин запаздывает, или
результатом раннего поражения этих клеток при инфекциях, интоксикациях,
родовых травмах или травмах вскоре после рождения. Утрата речи (афазия)
происходит при очаговых поражениях речевых областей коры мозга у детей
или взрослых людей, речь которых уже была сформирована.
Алалии разделяют на моторную, когда
страдает речь самого ребенка, и сенсорную, когда нарушается понимание
речи других людей. Обычно на практике у ребенка выделяется лишь
преобладание моторных или сенсорных нарушений. Моторная и сенсорная
алалия в чистом виде почти не встречаются.
У детей, страдающих алалией, речь
развивается поздно, запас слов пополняется медленно, и используются в
речи они неправильно. Ребенок часто ищет нужную последовательность
звуков в слове, но не может ее найти; это приводит к многократным
повторениям, перестановке слогов, искажению слов. «Мунека… магака…
магага», — мучительно подбирает звукосочетания пятилетний Гриша, пытаясь
сказать слово «бумага».
Дети-алалики не изменяют слова по
числам, падежам, в их речи отсутствуют связки и т. д., поэтому в
семь-восемь лет ребенок говорит как двух-трехлетний: «Катя гуляет
садик», «книга бах стол пол».
Дети с алалией обычно плохо учатся. Им
трудно дается последовательность произнесения звуков, поэтому они плохо
читают, а плохая техника чтения мешает пониманию читаемого.
У детей-алаликов наблюдается плохое
развитие моторики — они малоподвижны, неловки, медлительны. Многие из
них с большим трудом могут научиться одеваться, причесываться и т. д.
Тонкие движения пальцев рук неразвиты, некоординированны.
Поскольку имеется недоразвитие речевых
областей мозга, в работе с детьми-алаликами нужно использовать другие
области мозга, более полноценные — слуховые, зрительные или осязательные
и в занятиях опираться главным образом на них. Обычно у этих детишек
имеются более или менее выраженные невротические наслоения. Это тоже
требует лечения. Нужно обратить внимание на развитие общей моторики;
логопеды здесь отмечают особенно благотворное влияние занятий по
ритмике. С нашей точки зрения, очень большое влияние должна также
оказать тренировка тонких движений пальцев рук — вы помните о тесной
связи функций пальцев рук и речи?
В более легких случаях алалии родители с
помощью логопеда сами могут справиться с расстройством речи ребенка. В
более тяжелых случаях нужно помещать ребенка в специальные лечебные
учреждения. За три-четыре месяца лечения и обучения ребенка в стационаре
у детей пяти-шести лет с отсутствием многих звуков, с отдельными
лепетными словами появляется речь фразами (конечно, простыми, типа «дети
идут в школу», «Валя, на книгу»), словарь увеличивается на несколько
десятков слов, ребята заучивают стихотворения.
При афазии, как и при алалии, нарушения
обычно носят смешанный характер, однако, как правило, преобладает
потеря способности понимать чужую речь или способности артикулировать
слова.
Вот пример. У мальчика 13 лет, ученика
6-го класса, стала расти опухоль в левой височной области; он начал
забывать названия предметов и имена людей, затем перестал понимать даже
простые фразы. Наряду с таким грубым нарушением понимания речи, мальчик
легко подражал слышимым словам и даже мог механически читать, совершенно
не понимая того, что читает. Это — случай с преимущественным нарушением
понимания.
Другой пример: девочка тоже 13 лет, у
которой развилась опухоль в височной и нижнетеменной областях. У нее
трудности в понимании речи окружающих были значительно меньше, но
собственная ее речь пострадала очень сильно. Например, она говорила:
«Девочка рас… рас… ращ… ращ… азывает волосы».
Оба эти случая окончились благополучно, и после операций дети поправились.
Афазия, даже очень тяжелая, проходит у
детей быстро, если устранена основная причина расстройства речи —
удалена опухоль мозга, рассосалось кровоизлияние после травмы и т. д.
Восстановление речи у детей происходит
не только быстрее, но и полнее, чем у взрослых людей. Однако нельзя
полагаться только на высокие восстановительные возможности детского
мозга. Нужно лечить ребенка, и нужно с ним заниматься. В остром периоде
лучше лечить в стационаре, когда же состояние улучшится, можно лечить
детей амбулаторно, одновременно проводя с ними логопедические занятия.
В заключение этого раздела хочется подвести небольшой итог.
Психическое здоровье ребенка, в том
числе и правильное развитие у него речи, во многом зависит от внимания и
заботы семьи. Логопеды утверждают, что 80 % случаев заикания —
невротического происхождения. А разве режим, спокойная обстановка, общее
укрепление нервной системы ребенка не в наших руках?! Подумайте, какой
огромный процент речевых неврозов можно предупредить, если взрослые
достаточно почувствуют свою ответственность за это!
Еще один вопрос. Когда мы говорили о
лечении разных форм речевых расстройств, то все время подчеркивали
необходимость длительной и систематической работы с ребенком. Это —
основное условие, которое поможет вам справиться с бедой, если она
случилась.
Дислалии, дизартрии, нарушения темпа и
ритма речи, алалии, афазии — со всеми этими расстройствами можно
справиться полностью или добиться значительного улучшения состояния
речи, но вы должны помогать ребенку настойчиво, с любовью и верой в
успех! |