Работу по тренировке пальцев можно начинать
 с детьми в возрасте шести-семи месяцев. В этот период полезно делать 
массаж — поглаживание кистей рук в направлении от кончиков пальцев к 
запястью и упражнения: брать каждый пальчик ребенка по отдельности в 
свои пальцы, сгибать и разгибать его. Делать так надо 2–3 минуты 
ежедневно. 
 С десятимесячного возраста следует 
давать ребенку перебирать сначала более крупные яркие предметы, затем 
более мелкие. Для этой цели хороши деревянные раскрашенные бусы, 
нанизанные на резинку (они продаются в магазинах игрушек); дети охотно 
перебирают и обычные бусы, но тут есть опасность, что ребенок может 
проглотить бусину и подавиться. 
 Очень хорошую тренировку движений 
пальцев обеспечивают народные игры с пальчиками. Кроме хорошо известной 
«Сороки-белобоки», методисты Санкт-Петербургского методического кабинета 
дошкольного воспитания нашли еще несколько подобных игр. Три такие игры,
 подобранные методистом А. С. Фельдберг, приводятся ниже. 
 «Пальчики в лесу» 
 Раз, два, три, четыре, пять 
 Держат перед собой левую руку ладонью к себе. 
 Вышли пальчики гулять. 
 Этот пальчик гриб нашел, 
 Загибают 5-й палец левой руки. 
 Этот пальчик чистить стал, 
 Загибают 4-й палец. 
 Этот резал, 
 Загибают 3-й палец. 
 Этот ел, 
 Загибают 2-й палец. 
 Ну, а этот лишь глядел! 
 Загибают 1-й палец и щекотят ладошку. 
 
  
 Эту игру проводит взрослый, который загибает ребенку пальцы и щекотит ему ладошку. Игра подходит и для самых маленьких. 
 Следующие две игры можно проводить с несколькими детьми одновременно. Это игры для более старших детей. 
 
  
 «Пальчики» 
 Этот пальчик хочет спать, 
 Дети поднимают левую руку ладонью к себе. Правой рукой держат 5-й палец левой руки и загибают его после слов «хочет спать». 
 Этот пальчик лег в кровать. 
 То же с 4-м пальцем. 
 Этот пальчик чуть вздремнул, 
 Держат 3-й палец левой руки и загибают его после слов «чуть вздремнул». 
 Этот пальчик уж уснул. 
 То же со 2-м пальцем. 
 Этот крепко, крепко спит. 
 То же с 1-м пальцем. Правую руку опускают, левую кулаком держат. 
 Тише, тише, не шумите! 
 Солнце красное взойдет, 
 Утро красное придет, 
 Будут птички щебетать, 
 Будут пальчики вставать! 
 Поднимают левую руку и распрямляют пальцы при слове «вставать». 
 
  
 Эту игру нужно повторить, работая пальцами правой руки. 
 
  
 «Пальчики и кулачки» 
 Дети сидят на стульях, расставленных полукругом. Воспитатель говорит: 
 — Жил был пальчик маленький, маленький-удаленький 
 Вот он, пальчик (показывает), вышел к нам. 
 Поздоровался — вот так (пальчик кланяется) и спросил тонким голосом: 
 «Есть ребята-шалуны?» (ответ: «Есть»). 
 И ребятам-шалунам погрозил (грозит) «Нельзя шалить! Никак нельзя!» 
 — Ай, пальчик! Ты уж очень строгий, 
 — Смотри какие малыши, 
 Они шалят совсем немного. 
 Ты не сердись, ты нам спляши. 
 (Пальчик делает отрицательное движение). 
 — Плясать не хочешь? Почему? 
 Наверно, скучно одному. 
 Девочки! Мальчики! 
 Есть у вас пальчики? 
 (Дети поднимают руки и показывают пальцы). 
 — Смотри, как много пальчиков! 
 С кем спляшешь? Выбирай! 
 Все, все пляшите, пальчики! 
 Музыка, играй! 
 (Музыка «Пальчики пляшут»). 
 — Гав, гав! Испугались пальчики. 
 Спрятались в кулак. 
 (Все прячут пальчики, сжав кулаки). 
 Гав, гав, гав! Где пальчики? 
 Не найду никак! 
 Согнулись пальчики, молчат… 
 А кулачки как застучат! 
 (Музыка «Кулачки», все стучат кулачком о кулак). 
 — Испугалась собака и убежала. 
 (Пальчики разгибаются). 
 Девочки! Мальчики! 
 Где ваши пальчики? 
 Спрятались в кулак. 
 (Все прячут пальцы в кулак). 
 — Мее! Мее! Мее! 
 Не найду никак! 
 Согнулись пальчики, молчат… 
 А кулачки как застучат! 
 (Музыка «Кулачки», все стучат кулачком о кулак). 
 — Испугалась коза и убежала. 
 И снова пляшут пальчики 
 У девочек и мальчиков. 
 (Музыка «Пальчики пляшут»). 
 — Вот и плясать перестали… Значит, устали. 
 Усталые к деткам пришли, 
 Под щечки легли 
 И засыпают… 
 (Музыка «Колыбельная»). 
 Прекрасным средством для развития 
движений пальцев является игра в «Театр пальчиков» — в нее с увлечением 
играют дети около полутора лет и старше. Имеющиеся в продаже наборы 
«Театра пальчиков» (есть два варианта) — это головки животных и людей, 
которые одевают на пальцы и с которыми разыгрывают различные сценки. 
Игра с детьми второго-третьего года жизни должна вестись при участии 
взрослого— в этом возрасте малыши лишь повторяют движения пальцев, 
показываемые взрослым. Кроме того, они еще не в состоянии развивать 
сюжет такого «спектакля». Около четырех лет ребята начинают 
импровизировать некоторые простые сценки сами. 
 Нужно подчеркнуть, что такие игры не 
должны быть очень продолжительны. Как показывают наши наблюдения, 5 
минут в день вполне достаточно для того, чтобы стимулировать речевую 
функцию ребенка. 
 Говоря о тренировке движений пальцев рук, нельзя не упомянуть о леворукости. 
 Левшей называют амбидекстрами, т. е. 
имеющими две правые руки. Действительно, левши обычно хорошо владеют 
обеими руками, поскольку сами они стремятся все делать левой рукой, а 
окружающие взрослые учат их владеть правой. 
 Плохо это или хорошо быть левшой? 
Скорее, хорошо: ведь при тренировке обеих рук речевые области будут 
формироваться в обоих полушариях мозга. Невропатологи считают это 
страховкой от потери речи при поражении левого полушария. И. П. Павлов 
полагал, что левши (именно благодаря наличию речевых областей и в 
правом, и в левом полушариях) имеют перед правшами преимущество в 
интеллектуальном развитии: он, в частности, указывал, что среди 
выдающихся людей было много левшей (сам И. П. Павлов тоже был левша). 
 Учитывая все это, мы считаем более 
правильным у всех детей стараться развивать обе руки — это только 
полезно. Если ребенок леворукий, то не следует ставить задачу переделать
 его в правшу (вы помните, что это грозит развитием заикания и других 
нарушений речи?), надо просто принять меры к тому, чтобы его правая рука
 стала более активной. Лучше всего это достигается в играх. Например, в 
левую руку ребенку дают автомобильчик, а в правую — самолетик и ставят 
задачу — скорее добраться до указанного места. Ребенок понимает, что 
самолет летит быстрее, и он будет активнее действовать правой рукой, а 
левую станет притормаживать — конечно, автомобиль придет позже! 
 Подбирая аналогичные игры и занятия, 
можно добиться усиления функции отстающей правой руки, при этом не будет
 никаких побочных неприятных последствий. 
 Итак, если даже речь у вашего ребенка 
развивается хорошо, все же позаботьтесь о развитии у него тонких 
движений пальцев рук; если же развитие речи малыша отстает, то обратите 
особое внимание на тренировку его пальцев — это потребует в день всего 
несколько минут вашего времени, которые окупятся сторицею. 
 …Рассказ о том, как развивается речь 
ребенка, окончен. Мы видели, что в формировании детской речи довольно 
точно повторяются этапы развития речи у человечества: жестикуляция, 
затем жестикуляция в соединении с возгласами, появление слов и, наконец,
 словесная речь с очень незначительными остатками жестикуляции. 
 Повторяются не только этапы развития 
речи; движущие силы этого процесса оказываются те же: труд, 
деятельность. Конечно, формы этой деятельности соответствуют 
возможностям ребенка, но зависимость развития речи от деятельности 
малыша проходит красной нитью через все фазы выработки понимания речи и 
его активной речи. Все богатство понятий, которое дети получают от нас, 
зиждется па его собственной деятельности с предметами. Мало того, как 
только ограничивается деятельность ребенка, так накопленные им речевые 
богатства теряют свое значение: объем понятий сужается, словарь 
становится скудным. Нигде выводы ученых о роли труда в происхождении 
человека не находят такого яркого и убедительного подтверждения, как в 
развитии детской речи! 
 Еще один факт огромного значения 
выступает при изучении речи ребенка: не только речевые области, но весь 
мозг принимает участие в этом сложнейшем процессе. Здесь было приведено 
много фактов, указывающих на большую роль разных отделов мозга в 
осуществлении речи, но, конечно, далеко не все, которыми сейчас 
располагает наука. А сколько фактов еще предстоит выяснить!.. Ведь для 
ученых удовлетворительно объяснить явление — это значит понять его 
механизмы. Если же мы поняли механизмы, то можем управлять и самим 
явлением. 
 Мы представляем себе (пока еще не во 
всех тонкостях, конечно) механизмы, которые лежат в основе превращения 
слова в название конкретного предмета, в понятие, и можем направлять 
этот процесс в нужную сторону. В значительной мере выяснены и механизмы 
формирования собственной речи ребенка, найдены средства стимулировать 
этот процесс, делать его более совершенным. 
 Очень многое, однако, мы еще не держим в
 своих руках и должны продолжать поиски тех механизмов, которые дадут 
людям еще большую власть над ходом развития речи и словесного мышления —
 этой «чрезвычайной прибавки на уровне человека»! 
	
	
	  |