Работу по тренировке пальцев можно начинать
с детьми в возрасте шести-семи месяцев. В этот период полезно делать
массаж — поглаживание кистей рук в направлении от кончиков пальцев к
запястью и упражнения: брать каждый пальчик ребенка по отдельности в
свои пальцы, сгибать и разгибать его. Делать так надо 2–3 минуты
ежедневно.
С десятимесячного возраста следует
давать ребенку перебирать сначала более крупные яркие предметы, затем
более мелкие. Для этой цели хороши деревянные раскрашенные бусы,
нанизанные на резинку (они продаются в магазинах игрушек); дети охотно
перебирают и обычные бусы, но тут есть опасность, что ребенок может
проглотить бусину и подавиться.
Очень хорошую тренировку движений
пальцев обеспечивают народные игры с пальчиками. Кроме хорошо известной
«Сороки-белобоки», методисты Санкт-Петербургского методического кабинета
дошкольного воспитания нашли еще несколько подобных игр. Три такие игры,
подобранные методистом А. С. Фельдберг, приводятся ниже.
«Пальчики в лесу»
Раз, два, три, четыре, пять
Держат перед собой левую руку ладонью к себе.
Вышли пальчики гулять.
Этот пальчик гриб нашел,
Загибают 5-й палец левой руки.
Этот пальчик чистить стал,
Загибают 4-й палец.
Этот резал,
Загибают 3-й палец.
Этот ел,
Загибают 2-й палец.
Ну, а этот лишь глядел!
Загибают 1-й палец и щекотят ладошку.
Эту игру проводит взрослый, который загибает ребенку пальцы и щекотит ему ладошку. Игра подходит и для самых маленьких.
Следующие две игры можно проводить с несколькими детьми одновременно. Это игры для более старших детей.
«Пальчики»
Этот пальчик хочет спать,
Дети поднимают левую руку ладонью к себе. Правой рукой держат 5-й палец левой руки и загибают его после слов «хочет спать».
Этот пальчик лег в кровать.
То же с 4-м пальцем.
Этот пальчик чуть вздремнул,
Держат 3-й палец левой руки и загибают его после слов «чуть вздремнул».
Этот пальчик уж уснул.
То же со 2-м пальцем.
Этот крепко, крепко спит.
То же с 1-м пальцем. Правую руку опускают, левую кулаком держат.
Тише, тише, не шумите!
Солнце красное взойдет,
Утро красное придет,
Будут птички щебетать,
Будут пальчики вставать!
Поднимают левую руку и распрямляют пальцы при слове «вставать».
Эту игру нужно повторить, работая пальцами правой руки.
«Пальчики и кулачки»
Дети сидят на стульях, расставленных полукругом. Воспитатель говорит:
— Жил был пальчик маленький, маленький-удаленький
Вот он, пальчик (показывает), вышел к нам.
Поздоровался — вот так (пальчик кланяется) и спросил тонким голосом:
«Есть ребята-шалуны?» (ответ: «Есть»).
И ребятам-шалунам погрозил (грозит) «Нельзя шалить! Никак нельзя!»
— Ай, пальчик! Ты уж очень строгий,
— Смотри какие малыши,
Они шалят совсем немного.
Ты не сердись, ты нам спляши.
(Пальчик делает отрицательное движение).
— Плясать не хочешь? Почему?
Наверно, скучно одному.
Девочки! Мальчики!
Есть у вас пальчики?
(Дети поднимают руки и показывают пальцы).
— Смотри, как много пальчиков!
С кем спляшешь? Выбирай!
Все, все пляшите, пальчики!
Музыка, играй!
(Музыка «Пальчики пляшут»).
— Гав, гав! Испугались пальчики.
Спрятались в кулак.
(Все прячут пальчики, сжав кулаки).
Гав, гав, гав! Где пальчики?
Не найду никак!
Согнулись пальчики, молчат…
А кулачки как застучат!
(Музыка «Кулачки», все стучат кулачком о кулак).
— Испугалась собака и убежала.
(Пальчики разгибаются).
Девочки! Мальчики!
Где ваши пальчики?
Спрятались в кулак.
(Все прячут пальцы в кулак).
— Мее! Мее! Мее!
Не найду никак!
Согнулись пальчики, молчат…
А кулачки как застучат!
(Музыка «Кулачки», все стучат кулачком о кулак).
— Испугалась коза и убежала.
И снова пляшут пальчики
У девочек и мальчиков.
(Музыка «Пальчики пляшут»).
— Вот и плясать перестали… Значит, устали.
Усталые к деткам пришли,
Под щечки легли
И засыпают…
(Музыка «Колыбельная»).
Прекрасным средством для развития
движений пальцев является игра в «Театр пальчиков» — в нее с увлечением
играют дети около полутора лет и старше. Имеющиеся в продаже наборы
«Театра пальчиков» (есть два варианта) — это головки животных и людей,
которые одевают на пальцы и с которыми разыгрывают различные сценки.
Игра с детьми второго-третьего года жизни должна вестись при участии
взрослого— в этом возрасте малыши лишь повторяют движения пальцев,
показываемые взрослым. Кроме того, они еще не в состоянии развивать
сюжет такого «спектакля». Около четырех лет ребята начинают
импровизировать некоторые простые сценки сами.
Нужно подчеркнуть, что такие игры не
должны быть очень продолжительны. Как показывают наши наблюдения, 5
минут в день вполне достаточно для того, чтобы стимулировать речевую
функцию ребенка.
Говоря о тренировке движений пальцев рук, нельзя не упомянуть о леворукости.
Левшей называют амбидекстрами, т. е.
имеющими две правые руки. Действительно, левши обычно хорошо владеют
обеими руками, поскольку сами они стремятся все делать левой рукой, а
окружающие взрослые учат их владеть правой.
Плохо это или хорошо быть левшой?
Скорее, хорошо: ведь при тренировке обеих рук речевые области будут
формироваться в обоих полушариях мозга. Невропатологи считают это
страховкой от потери речи при поражении левого полушария. И. П. Павлов
полагал, что левши (именно благодаря наличию речевых областей и в
правом, и в левом полушариях) имеют перед правшами преимущество в
интеллектуальном развитии: он, в частности, указывал, что среди
выдающихся людей было много левшей (сам И. П. Павлов тоже был левша).
Учитывая все это, мы считаем более
правильным у всех детей стараться развивать обе руки — это только
полезно. Если ребенок леворукий, то не следует ставить задачу переделать
его в правшу (вы помните, что это грозит развитием заикания и других
нарушений речи?), надо просто принять меры к тому, чтобы его правая рука
стала более активной. Лучше всего это достигается в играх. Например, в
левую руку ребенку дают автомобильчик, а в правую — самолетик и ставят
задачу — скорее добраться до указанного места. Ребенок понимает, что
самолет летит быстрее, и он будет активнее действовать правой рукой, а
левую станет притормаживать — конечно, автомобиль придет позже!
Подбирая аналогичные игры и занятия,
можно добиться усиления функции отстающей правой руки, при этом не будет
никаких побочных неприятных последствий.
Итак, если даже речь у вашего ребенка
развивается хорошо, все же позаботьтесь о развитии у него тонких
движений пальцев рук; если же развитие речи малыша отстает, то обратите
особое внимание на тренировку его пальцев — это потребует в день всего
несколько минут вашего времени, которые окупятся сторицею.
…Рассказ о том, как развивается речь
ребенка, окончен. Мы видели, что в формировании детской речи довольно
точно повторяются этапы развития речи у человечества: жестикуляция,
затем жестикуляция в соединении с возгласами, появление слов и, наконец,
словесная речь с очень незначительными остатками жестикуляции.
Повторяются не только этапы развития
речи; движущие силы этого процесса оказываются те же: труд,
деятельность. Конечно, формы этой деятельности соответствуют
возможностям ребенка, но зависимость развития речи от деятельности
малыша проходит красной нитью через все фазы выработки понимания речи и
его активной речи. Все богатство понятий, которое дети получают от нас,
зиждется па его собственной деятельности с предметами. Мало того, как
только ограничивается деятельность ребенка, так накопленные им речевые
богатства теряют свое значение: объем понятий сужается, словарь
становится скудным. Нигде выводы ученых о роли труда в происхождении
человека не находят такого яркого и убедительного подтверждения, как в
развитии детской речи!
Еще один факт огромного значения
выступает при изучении речи ребенка: не только речевые области, но весь
мозг принимает участие в этом сложнейшем процессе. Здесь было приведено
много фактов, указывающих на большую роль разных отделов мозга в
осуществлении речи, но, конечно, далеко не все, которыми сейчас
располагает наука. А сколько фактов еще предстоит выяснить!.. Ведь для
ученых удовлетворительно объяснить явление — это значит понять его
механизмы. Если же мы поняли механизмы, то можем управлять и самим
явлением.
Мы представляем себе (пока еще не во
всех тонкостях, конечно) механизмы, которые лежат в основе превращения
слова в название конкретного предмета, в понятие, и можем направлять
этот процесс в нужную сторону. В значительной мере выяснены и механизмы
формирования собственной речи ребенка, найдены средства стимулировать
этот процесс, делать его более совершенным.
Очень многое, однако, мы еще не держим в
своих руках и должны продолжать поиски тех механизмов, которые дадут
людям еще большую власть над ходом развития речи и словесного мышления —
этой «чрезвычайной прибавки на уровне человека»!
|