Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS Пятница, 22.11.2024, 02:11

ДЕТСАД    С   МИККИ    МАУСОМ

Главная | Мой профиль | Выход | Вход



ЭТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ  КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ  В МИРЕ КНИГ  ОКРУЖАЮЩИЙ МИР  ВАЛЕОЛОГИЯ ЗНАКОМСТВО С ПРИРОДОЙ
  ОБЖ  ПРЕЗЕНТАЦИИ МАЛЫШАМ  ИЗО  РУЧНОЙ ТРУД  ПРАЗДНИКИ  МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ


МЕНЮ САЙТА

ОТКРЫВАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИККИ МАУСОМ
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

ЛОГОПЕД
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ

ДОСУГ ДОШКОЛЬНИКА
Форма входа

Категории раздела
ЭКОЛОГИЯ МЛАДЕНЧЕСТВА. ПЕРВЫЙ ГОД [28]
КАК ВОСПИТЫВАТЬ ДЕТЕЙ БЕЗ НАКАЗАНИЯ [46]
РЕБЕНОК УЧИТСЯ ГОВОРИТЬ [30]
ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ [34]
ВАШ РЕБЕНОК ОТ РОЖДЕНИЯ ДО 6 ЛЕТ [23]
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК НЕ ХОЧЕТ ИДТИ В ДЕТСКИЙ САД [14]
ИГРЫ БЕЗ ПЛАНШЕТА И КОМПЬЮТЕРА [35]
Главная » Статьи » ШКОЛА СОЗНАТЕЛЬНОГО РОДИТЕЛЬСТВА » РЕБЕНОК УЧИТСЯ ГОВОРИТЬ

ПАЛЬЦЫ ПОМОГАЮТ ГОВОРИТЬ

Работу по тренировке пальцев можно начинать с детьми в возрасте шести-семи месяцев. В этот период полезно делать массаж — поглаживание кистей рук в направлении от кончиков пальцев к запястью и упражнения: брать каждый пальчик ребенка по отдельности в свои пальцы, сгибать и разгибать его. Делать так надо 2–3 минуты ежедневно.

С десятимесячного возраста следует давать ребенку перебирать сначала более крупные яркие предметы, затем более мелкие. Для этой цели хороши деревянные раскрашенные бусы, нанизанные на резинку (они продаются в магазинах игрушек); дети охотно перебирают и обычные бусы, но тут есть опасность, что ребенок может проглотить бусину и подавиться.

Очень хорошую тренировку движений пальцев обеспечивают народные игры с пальчиками. Кроме хорошо известной «Сороки-белобоки», методисты Санкт-Петербургского методического кабинета дошкольного воспитания нашли еще несколько подобных игр. Три такие игры, подобранные методистом А. С. Фельдберг, приводятся ниже.

«Пальчики в лесу»

Раз, два, три, четыре, пять

Держат перед собой левую руку ладонью к себе.

Вышли пальчики гулять.

Этот пальчик гриб нашел,

Загибают 5-й палец левой руки.

Этот пальчик чистить стал,

Загибают 4-й палец.

Этот резал,

Загибают 3-й палец.

Этот ел,

Загибают 2-й палец.

Ну, а этот лишь глядел!

Загибают 1-й палец и щекотят ладошку.


Эту игру проводит взрослый, который загибает ребенку пальцы и щекотит ему ладошку. Игра подходит и для самых маленьких.

Следующие две игры можно проводить с несколькими детьми одновременно. Это игры для более старших детей.


«Пальчики»

Этот пальчик хочет спать,

Дети поднимают левую руку ладонью к себе. Правой рукой держат 5-й палец левой руки и загибают его после слов «хочет спать».

Этот пальчик лег в кровать.

То же с 4-м пальцем.

Этот пальчик чуть вздремнул,

Держат 3-й палец левой руки и загибают его после слов «чуть вздремнул».

Этот пальчик уж уснул.

То же со 2-м пальцем.

Этот крепко, крепко спит.

То же с 1-м пальцем. Правую руку опускают, левую кулаком держат.

Тише, тише, не шумите!

Солнце красное взойдет,

Утро красное придет,

Будут птички щебетать,

Будут пальчики вставать!

Поднимают левую руку и распрямляют пальцы при слове «вставать».


Эту игру нужно повторить, работая пальцами правой руки.


«Пальчики и кулачки»

Дети сидят на стульях, расставленных полукругом. Воспитатель говорит:

— Жил был пальчик маленький, маленький-удаленький

Вот он, пальчик (показывает), вышел к нам.

Поздоровался — вот так (пальчик кланяется) и спросил тонким голосом:

«Есть ребята-шалуны?» (ответ: «Есть»).

И ребятам-шалунам погрозил (грозит) «Нельзя шалить! Никак нельзя!»

— Ай, пальчик! Ты уж очень строгий,

— Смотри какие малыши,

Они шалят совсем немного.

Ты не сердись, ты нам спляши.

(Пальчик делает отрицательное движение).

— Плясать не хочешь? Почему?

Наверно, скучно одному.

Девочки! Мальчики!

Есть у вас пальчики?

(Дети поднимают руки и показывают пальцы).

— Смотри, как много пальчиков!

С кем спляшешь? Выбирай!

Все, все пляшите, пальчики!

Музыка, играй!

(Музыка «Пальчики пляшут»).

— Гав, гав! Испугались пальчики.

Спрятались в кулак.

(Все прячут пальчики, сжав кулаки).

Гав, гав, гав! Где пальчики?

Не найду никак!

Согнулись пальчики, молчат…

А кулачки как застучат!

(Музыка «Кулачки», все стучат кулачком о кулак).

— Испугалась собака и убежала.

(Пальчики разгибаются).

Девочки! Мальчики!

Где ваши пальчики?

Спрятались в кулак.

(Все прячут пальцы в кулак).

— Мее! Мее! Мее!

Не найду никак!

Согнулись пальчики, молчат…

А кулачки как застучат!

(Музыка «Кулачки», все стучат кулачком о кулак).

— Испугалась коза и убежала.

И снова пляшут пальчики

У девочек и мальчиков.

(Музыка «Пальчики пляшут»).

— Вот и плясать перестали… Значит, устали.

Усталые к деткам пришли,

Под щечки легли

И засыпают…

(Музыка «Колыбельная»).

Прекрасным средством для развития движений пальцев является игра в «Театр пальчиков» — в нее с увлечением играют дети около полутора лет и старше. Имеющиеся в продаже наборы «Театра пальчиков» (есть два варианта) — это головки животных и людей, которые одевают на пальцы и с которыми разыгрывают различные сценки. Игра с детьми второго-третьего года жизни должна вестись при участии взрослого— в этом возрасте малыши лишь повторяют движения пальцев, показываемые взрослым. Кроме того, они еще не в состоянии развивать сюжет такого «спектакля». Около четырех лет ребята начинают импровизировать некоторые простые сценки сами.

Нужно подчеркнуть, что такие игры не должны быть очень продолжительны. Как показывают наши наблюдения, 5 минут в день вполне достаточно для того, чтобы стимулировать речевую функцию ребенка.

Говоря о тренировке движений пальцев рук, нельзя не упомянуть о леворукости.

Левшей называют амбидекстрами, т. е. имеющими две правые руки. Действительно, левши обычно хорошо владеют обеими руками, поскольку сами они стремятся все делать левой рукой, а окружающие взрослые учат их владеть правой.

Плохо это или хорошо быть левшой? Скорее, хорошо: ведь при тренировке обеих рук речевые области будут формироваться в обоих полушариях мозга. Невропатологи считают это страховкой от потери речи при поражении левого полушария. И. П. Павлов полагал, что левши (именно благодаря наличию речевых областей и в правом, и в левом полушариях) имеют перед правшами преимущество в интеллектуальном развитии: он, в частности, указывал, что среди выдающихся людей было много левшей (сам И. П. Павлов тоже был левша).

Учитывая все это, мы считаем более правильным у всех детей стараться развивать обе руки — это только полезно. Если ребенок леворукий, то не следует ставить задачу переделать его в правшу (вы помните, что это грозит развитием заикания и других нарушений речи?), надо просто принять меры к тому, чтобы его правая рука стала более активной. Лучше всего это достигается в играх. Например, в левую руку ребенку дают автомобильчик, а в правую — самолетик и ставят задачу — скорее добраться до указанного места. Ребенок понимает, что самолет летит быстрее, и он будет активнее действовать правой рукой, а левую станет притормаживать — конечно, автомобиль придет позже!

Подбирая аналогичные игры и занятия, можно добиться усиления функции отстающей правой руки, при этом не будет никаких побочных неприятных последствий.

Итак, если даже речь у вашего ребенка развивается хорошо, все же позаботьтесь о развитии у него тонких движений пальцев рук; если же развитие речи малыша отстает, то обратите особое внимание на тренировку его пальцев — это потребует в день всего несколько минут вашего времени, которые окупятся сторицею.

…Рассказ о том, как развивается речь ребенка, окончен. Мы видели, что в формировании детской речи довольно точно повторяются этапы развития речи у человечества: жестикуляция, затем жестикуляция в соединении с возгласами, появление слов и, наконец, словесная речь с очень незначительными остатками жестикуляции.

Повторяются не только этапы развития речи; движущие силы этого процесса оказываются те же: труд, деятельность. Конечно, формы этой деятельности соответствуют возможностям ребенка, но зависимость развития речи от деятельности малыша проходит красной нитью через все фазы выработки понимания речи и его активной речи. Все богатство понятий, которое дети получают от нас, зиждется па его собственной деятельности с предметами. Мало того, как только ограничивается деятельность ребенка, так накопленные им речевые богатства теряют свое значение: объем понятий сужается, словарь становится скудным. Нигде выводы ученых о роли труда в происхождении человека не находят такого яркого и убедительного подтверждения, как в развитии детской речи!

Еще один факт огромного значения выступает при изучении речи ребенка: не только речевые области, но весь мозг принимает участие в этом сложнейшем процессе. Здесь было приведено много фактов, указывающих на большую роль разных отделов мозга в осуществлении речи, но, конечно, далеко не все, которыми сейчас располагает наука. А сколько фактов еще предстоит выяснить!.. Ведь для ученых удовлетворительно объяснить явление — это значит понять его механизмы. Если же мы поняли механизмы, то можем управлять и самим явлением.

Мы представляем себе (пока еще не во всех тонкостях, конечно) механизмы, которые лежат в основе превращения слова в название конкретного предмета, в понятие, и можем направлять этот процесс в нужную сторону. В значительной мере выяснены и механизмы формирования собственной речи ребенка, найдены средства стимулировать этот процесс, делать его более совершенным.

Очень многое, однако, мы еще не держим в своих руках и должны продолжать поиски тех механизмов, которые дадут людям еще большую власть над ходом развития речи и словесного мышления — этой «чрезвычайной прибавки на уровне человека»!

Категория: РЕБЕНОК УЧИТСЯ ГОВОРИТЬ | Добавил: admin (24.04.2012)
Просмотров: 1784 | Теги: советы родителям, нарушения речи, воспитание ребенка, воспитание в семье, логопедические упражнения, логопед, осознанное родительств, речь дошкольника | Рейтинг: 5.0/1
НАШИ РУКИ НЕ ДЛЯ СКУКИ

ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ГРАММАТИКА В ИГРАХ И
    КАРТИНКАХ


ИГРЫ СО СЛОВАМИ

КВЕСТЫ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

ИГРЫ НА ТЕМУ "КОСМОС"

ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЯТ

ПЕДАГОГАМ НА ЗАМЕТКУ

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕТСКИЕ САДЫ
Поиск
Блок "Поделиться"
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 16
    Гостей: 16
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp 2024
    Яндекс.Метрика Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RU Рейтинг@Mail.ru