Итак, в конце первого года жизни дети
делают попытки повторять отдельные слова вслед за взрослыми. Девочки
начинают говорить несколько раньше — на 8—9-м месяце, мальчики — на 11
—12-м месяце жизни.
Ряд отечественных лингвистов изучали
развитие речи детей. Особенно много в этом отношении сделали Н. А.
Рыбников и А. Н. Гвоздев. Их исследованиями установлена такая
последовательность в развитии языка ребенка.
Это очень сжатый и сухой перечень этапов
развития детской речи. За каждым из них стоит большая работа и самого
ребенка, и окружающих его взрослых людей: ведь совсем не просто
научиться произносить слова, которые слышишь! Нужно правильно повторять
их за взрослыми — и в этом помогает чрезвычайно сильно развитый у
маленьких детей рефлекс подражания — недаром говорят о малышах: «Это
такие обезьянки!»
Но мало только повторить слово — нужно
тренироваться в его произношении. И ребенок неустанно повторяет:
«Мам-ма! мам-ма!» Слушая годовалых детей, мы удивляемся, как это им не
надоедает столько раз подряд повторять одно и то же слово?! Здесь детям
помогает другой рефлекс — игровой. Многократное повторение слогов и слов
— очень увлекательное занятие для малышей, особенно если их кто-нибудь
слушает!
Нужно сказать, что ребенок нуждается в
аудитории на всех этапах развития речи, но на самых ранних он совсем не
может обойтись без нее, и если никто не обращает внимания на малыша, то
он умолкает. Вот почему взрослые должны время от времени подойти к
ребенку, поговорить с ним, послушать его и показать, что слушают с
удовольствием.
Первые слова детей имеют широкое
обобщенное значение, но это не те уровни обобщения, о которых говорилось
в предыдущей главе, это очень примитивное обобщение, возникающее
вследствие того, что ребенок еще плохо различает те предметы, которые
называет этим словом. Годовалый Славик словом «ко» обозначал молоко,
чашку, нагрудник. Верочка в этом же возрасте словом «ням-ням» называла
всякую еду и посуду, из которой ее кормили, т. е. все, что имело для нее
пищевое подкрепление.
Эти же слова являются пока названием не
только такой недифференцированной группы предметов, но и действий,
которые с ними производят. Та же Верочка, проголодавшись, кричит:
«Ням-ням!», т. е. «дайте поесть»; увидев ребенка, который грыз печенье,
она показала на него: «Ням-ням!» — «ест».
Годовалая Леночка в разных ситуациях
использовала одно и то же слово «мама». Мать уходит из комнаты, и
девочка тревожно зовет ее: «Мама! мама!» Нашла на полу красную пуговицу,
подняла и восторженно восклицает, обращаясь к матери: «Мама! Мама!»
Упала и жалобно хнычет: «Ма-ма-а!» Слово «мама» для Лены не только
обращение к определенному лицу, но и обозначение разных действий,
которые ребенок ожидает от матери: иди сюда, посмотри, помоги мне!
Только очень постепенно ребятишки
усваивают разные названия для всех предметов и действий. Как
свидетельствуют многие психологи, и в этом процессе чрезвычайно помогают
манипуляции с предметами.
Для иллюстрации приведем некоторые наши наблюдения.
У Алеши в 1 год 3 месяца слово «ки»
(киса) относилось ко многим предметам — кошке, шапке, меховой шубке,
плюшевому мишке и обезьянке, а слово «око» (окно) связывалось с окном,
картиной, портретом и зеркалом, висевшим на стене. Со всеми предметами,
которые обозначались словом «киса», производились многие действия.
Одевая шубку перед прогулкой, ребенок вытягивал руки и всовывал их в
рукава, поворачивал шею при застегивании пуговиц, чувствовал тяжесть
шубки на себе и т. д. Одевание шапки связывалось с другими двигательными
актами. Алеша много раз гладил кошку, пытался схватить ее, раза два или
три она его оцарапала; многократно мальчик бегал за кошкой, старался
взять ее на руки здесь им была получена масса ощущений совсем другого
характера, чем в действиях с шубкой и шапкой. С плюшевыми игрушками—
мишкой и обезьянкой—ребенок играл, беря их на руки, усаживал с собой за
стол, укладывал их спать и т. д. При этом каждое из этих действий
связывалось с определенным словом, которое произносил взрослый. Уже
через месяц у Алеши произошли существенные изменения в обозначении этих
предметов словами: «ки» стало относиться только к кошке, шапка и шубка
стали называться «ся», а плюшевые мишка и обезьянка — «мись».
Совсем иначе обстояло дело со словом
«окно». В 1 год 3 месяца, и в 1 год 4 месяца, и в 1 год 5 месяцев это
слово по-прежнему обозначало окно, картину, портрет и зеркало. Ребенок
видел висящие на стене предметы, но какие-нибудь активные действия с
ними для него были невозможны, а одного пассивного созерцания этих
предметов, обобщаемых ребенком в силу их расположения на стене (или в
стене), было явно недостаточно для того, чтобы отличить их друг от
друга.
Как видите, и в развитии моторной речи
действуют те же закономерности, что и в развитии понимания слов, —
помните опыты, где у детей вырабатывалось на книгу 20 зрительных
условных рефлексов и 20 двигательных?.. Если связи были только
зрительные, слово «книга» оставалось обозначением лишь одного предмета, а
если связи были двигательные, слово «книга» начинало обобщать много
книг. Оказывается, и для того, чтобы ребенок начал называть словом
какой-то определенный предмет, необходимы действия с этим предметом.
Многие авторы, изучавшие развитие речи
детей, указывают, что ребенок прежде всего начинает называть те
предметы, которые чаще трогает руками: «ложка», «чашка», «тарелка»
(«чайник» пли «ваза» много позже); детали предметов, которые он трогает
руками, также выделяются раньше (например, ручка чашки, а не дно ее).
На протяжении первой половины второго
года жизни ребенок усваивает большое количество названий предметов и
действий, но все они относятся пока к отдельным предметам, они еще не
получили обобщающего значения.
Во второй половине второго года
происходит много важных событий. В это время ребенок начинает связывать в
фразу два слова. «Мама, ди!» (мама, иди) — сказала в 1 год 6 месяцев
Ляля; «Мама, дай!», — совершенно четко выговорила в этом же возрасте
Катя; первая фраза Игорька в 1 год 8 месяцев была «Баба, катяй!» (баба,
качай). Это очень большое усложнение в деятельности мозга: на каждое
слово выработана система связей, и теперь происходит их объединение. Раз
начавшись, этот процесс слияния систем связей далее развивается очень
бурно. На третьем году жизни дети начинают строить фразы уже из трех
слов, и все они выражают желания, потребности малыша: «Таня дай ням!»,
«Витя хочет гуля!» (гулять).
Еще одно важное событие происходит в
развитии речи детей около двух лет: они открывают, что все вокруг имеет
свое имя — каждый, каждый предмет! Ребенок с жадностью расспрашивает:
«Что это?», «А это что?» — и узнает, что это — собака, это — автобус,
это— птица, это— автомобиль и т. д. и т. д.
Но и это скоро перестает удовлетворять
малышей — они хотят дальше знать: как зовут вот этого мальчика? А ту
девочку? А вон ту собачку? А воробья, который купается в пыли? «Как его
зовут?» — непрерывно спрашивают они теперь. Если вы не можете
удовлетворить интерес ребенка, то он сам тут же придумает имя.
Марише, когда ей было два с половиной
года, принесли в подарок двух живых раков; она сразу же назвала их: Биха
и Миха. Раки уныло сидели в тазу с водой, едва шевелили усами и
отказывались от еды, хотя им предлагали и мясо, и мух, и все, что только
могли придумать. Кто-то принес как угощение ракам дождевого червяка.
Мариша, конечно, прежде всего спросила, как зовут червячка. Пока
взрослые думали, как ответить, она сама предложила: «Пусть он будет
Зиночка!» (Биха с Михой брезгливо пятились от Зиночки, есть ее не стали,
и, чтобы они не сдохли с голода, их выпустили в речушку).
Эта же девочка ехала с бабушкой в
трамвае и все время задавала вопрос: «Как зяют?» (как зовут?), показывая
то па кого-то из пассажиров, то на прохожих на улице. Увидев селедку,
торчавшую из сумки женщины, которая стояла рядом, Мариша и про нее
спросила: «Как зяют сеёдку?»
Вы видите, какая жажда у ребенка
находить новые и новые обозначения для каждого предмета. Он так хочет
знать больше названий — вы только скажите ему! Именно это обеспечивает
развитие у маленьких детей более высоких степеней обобщения.
Если название трудно, то очень часто
малыш заменяет его созвучным, более легким для артикуляции. Юля (2 года 6
месяцев) не всегда соглашалась принять названия, которые ей предлагали
взрослые. Так, когда ей назвали тумбочку, Юля сморщилась и сказала:
«Лютче — Танечка» — и так стала называть тумбочку; столик у нее был
Толик, диван — Ваня и т. д. При этом Юля не просто коверкала слова или
пропускала часть трудных для нее звуков, но всегда поясняла: «Лютче
так».
Коля в 3 года плохо выговаривал звук
«р», но в сочетании с «д» он ему удавался (так, слова «дрова», «ведро»,
«вдруг» и т. п. он произносил правильно); мальчик уговаривал маму:
«Давай все так называть — дрыба, дроза!» (рыба, роза).
В главе I уже говорилось о том, что
усвоение ребенком последовательности звуков в слове есть результат
выработки системы условных связей. Но и соединение слов в фразу тоже
имеет в основе выработку системы условных связей. Первым на это указал
Н. И. Красногорский (1952 г.). Он отмечал, что соединения слов в фразе
представляют собой стереотипы, или шаблоны. Ребенок подражательным путем
заимствует определенные звукосочетания из речи окружающих людей.
Этот принцип стереотипа (или шаблона)
очень хорошо виден, если прислушаться внимательно к речевым реакциям
детей. «Галя, что ты тащишь в рот?» — сердито спрашивает отец трехлетнюю
дочку. «Всякую гадость!»—отвечает она. Девочку часто бранят за то, что
она тащит в рот всякую гадость, и теперь она просто договорила конец
привычной фразы, т. е. усвоенного словесного стереотипа.
«Хочешь яичко?» — обращается бабушка к Леночке 2 лет
6 месяцев. «Да не патое, а зоотое», —
говорит Лена. Слово «яичко» как бы тянет за собой следующие: «да не
простое, а золотое» — ведь сколько раз Лена слышала это сочетание слов!
Мать предлагает трехлетней Кате половину
пирожка: «Поделим?» — «Поделим ловко — тебе ботву, а мне морковку!»
отвечает дочка. Слово «поделим» прочно входит в словесный стереотип,
который девочка сразу же в воспроизводит.
Во всех этих случаях очень четко виден
один и тот же принцип выработки единой системы условных связей. Вы
прикасаетесь к одному звену — и приходит в действие вся система. Иногда
одно и то же звено входит в состав двух стереотипов, и тогда легко
получается путаница. Рома (3 года 2 месяца) декламирует:
Котик беленький, Хвостик серенький, Вот как, вот как, Серенький козлик!
Здесь слово «серенький» сразу как бы переключило один речевой стереотип на другой.
Леня (тоже 3 года 2 месяца) рассказывает
сказку про курочку рябу. Когда он дошел до слов «плачет дед, плачет
баба», то далее «соскользнул» на другую сказку: «Как же мне не плакать?
Лиса забралась в мой домик и не уходит!» Здесь причиной перескока
оказалось слово «плачет», которое входит в обе сказки.
Профессор А. Г. Иванов-Смоленский в
опытах по изучению условных рефлексов также наблюдал, что если в двух
системах условных раздражителей есть общий компонент (составная часть),
то это создает своего рода «дренаж» для перехода процесса возбуждения из
одной системы в другую. Иванов-Смоленский показал, что это явление
«дренажа» возбуждения имеется и у более старших детей, но оно уже не
проявляется в соскальзывании с одного стереотипа на другой, а остается в
скрытой форме. Мы, взрослые люди, можем наблюдать это явление на себе:
какое-то ощущение вызывает у нас не одну, а несколько ассоциаций. Однако
мы продолжаем развивать одну определенную мысль, затормаживая побочные.
Таким образом, частые соскальзывания мысли у малышей имеют под собой понятную физиологическую причину.
Так на основе все более и более сложных стереотипов формируется активная речь ребенка.
|