| Итак, в конце первого года жизни дети 
делают попытки повторять отдельные слова вслед за взрослыми. Девочки 
начинают говорить несколько раньше — на 8—9-м месяце, мальчики — на 11 
—12-м месяце жизни. Ряд отечественных лингвистов изучали 
развитие речи детей. Особенно много в этом отношении сделали Н. А. 
Рыбников и А. Н. Гвоздев. Их исследованиями установлена такая 
последовательность в развитии языка ребенка. Это очень сжатый и сухой перечень этапов
 развития детской речи. За каждым из них стоит большая работа и самого 
ребенка, и окружающих его взрослых людей: ведь совсем не просто 
научиться произносить слова, которые слышишь! Нужно правильно повторять 
их за взрослыми — и в этом помогает чрезвычайно сильно развитый у 
маленьких детей рефлекс подражания — недаром говорят о малышах: «Это 
такие обезьянки!» Но мало только повторить слово — нужно 
тренироваться в его произношении. И ребенок неустанно повторяет: 
«Мам-ма! мам-ма!» Слушая годовалых детей, мы удивляемся, как это им не 
надоедает столько раз подряд повторять одно и то же слово?! Здесь детям 
помогает другой рефлекс — игровой. Многократное повторение слогов и слов
 — очень увлекательное занятие для малышей, особенно если их кто-нибудь 
слушает! Нужно сказать, что ребенок нуждается в 
аудитории на всех этапах развития речи, но на самых ранних он совсем не 
может обойтись без нее, и если никто не обращает внимания на малыша, то 
он умолкает. Вот почему взрослые должны время от времени подойти к 
ребенку, поговорить с ним, послушать его и показать, что слушают с 
удовольствием. Первые слова детей имеют широкое 
обобщенное значение, но это не те уровни обобщения, о которых говорилось
 в предыдущей главе, это очень примитивное обобщение, возникающее 
вследствие того, что ребенок еще плохо различает те предметы, которые 
называет этим словом. Годовалый Славик словом «ко» обозначал молоко, 
чашку, нагрудник. Верочка в этом же возрасте словом «ням-ням» называла 
всякую еду и посуду, из которой ее кормили, т. е. все, что имело для нее
 пищевое подкрепление. Эти же слова являются пока названием не 
только такой недифференцированной группы предметов, но и действий, 
которые с ними производят. Та же Верочка, проголодавшись, кричит: 
«Ням-ням!», т. е. «дайте поесть»; увидев ребенка, который грыз печенье, 
она показала на него: «Ням-ням!» — «ест». Годовалая Леночка в разных ситуациях 
использовала одно и то же слово «мама». Мать уходит из комнаты, и 
девочка тревожно зовет ее: «Мама! мама!» Нашла на полу красную пуговицу,
 подняла и восторженно восклицает, обращаясь к матери: «Мама! Мама!» 
Упала и жалобно хнычет: «Ма-ма-а!» Слово «мама» для Лены не только 
обращение к определенному лицу, но и обозначение разных действий, 
которые ребенок ожидает от матери: иди сюда, посмотри, помоги мне! Только очень постепенно ребятишки 
усваивают разные названия для всех предметов и действий. Как 
свидетельствуют многие психологи, и в этом процессе чрезвычайно помогают
 манипуляции с предметами. Для иллюстрации приведем некоторые наши наблюдения. У Алеши в 1 год 3 месяца слово «ки» 
(киса) относилось ко многим предметам — кошке, шапке, меховой шубке, 
плюшевому мишке и обезьянке, а слово «око» (окно) связывалось с окном, 
картиной, портретом и зеркалом, висевшим на стене. Со всеми предметами, 
которые обозначались словом «киса», производились многие действия. 
Одевая шубку перед прогулкой, ребенок вытягивал руки и всовывал их в 
рукава, поворачивал шею при застегивании пуговиц, чувствовал тяжесть 
шубки на себе и т. д. Одевание шапки связывалось с другими двигательными
 актами. Алеша много раз гладил кошку, пытался схватить ее, раза два или
 три она его оцарапала; многократно мальчик бегал за кошкой, старался 
взять ее на руки здесь им была получена масса ощущений совсем другого 
характера, чем в действиях с шубкой и шапкой. С плюшевыми игрушками— 
мишкой и обезьянкой—ребенок играл, беря их на руки, усаживал с собой за 
стол, укладывал их спать и т. д. При этом каждое из этих действий 
связывалось с определенным словом, которое произносил взрослый. Уже 
через месяц у Алеши произошли существенные изменения в обозначении этих 
предметов словами: «ки» стало относиться только к кошке, шапка и шубка 
стали называться «ся», а плюшевые мишка и обезьянка — «мись». Совсем иначе обстояло дело со словом 
«окно». В 1 год 3 месяца, и в 1 год 4 месяца, и в 1 год 5 месяцев это 
слово по-прежнему обозначало окно, картину, портрет и зеркало. Ребенок 
видел висящие на стене предметы, но какие-нибудь активные действия с 
ними для него были невозможны, а одного пассивного созерцания этих 
предметов, обобщаемых ребенком в силу их расположения на стене (или в 
стене), было явно недостаточно для того, чтобы отличить их друг от 
друга. Как видите, и в развитии моторной речи 
действуют те же закономерности, что и в развитии понимания слов, — 
помните опыты, где у детей вырабатывалось на книгу 20 зрительных 
условных рефлексов и 20 двигательных?.. Если связи были только 
зрительные, слово «книга» оставалось обозначением лишь одного предмета, а
 если связи были двигательные, слово «книга» начинало обобщать много 
книг. Оказывается, и для того, чтобы ребенок начал называть словом 
какой-то определенный предмет, необходимы действия с этим предметом. Многие авторы, изучавшие развитие речи 
детей, указывают, что ребенок прежде всего начинает называть те 
предметы, которые чаще трогает руками: «ложка», «чашка», «тарелка» 
(«чайник» пли «ваза» много позже); детали предметов, которые он трогает 
руками, также выделяются раньше (например, ручка чашки, а не дно ее). На протяжении первой половины второго 
года жизни ребенок усваивает большое количество названий предметов и 
действий, но все они относятся пока к отдельным предметам, они еще не 
получили обобщающего значения. Во второй половине второго года 
происходит много важных событий. В это время ребенок начинает связывать в
 фразу два слова. «Мама, ди!» (мама, иди) — сказала в 1 год 6 месяцев 
Ляля; «Мама, дай!», — совершенно четко выговорила в этом же возрасте 
Катя; первая фраза Игорька в 1 год 8 месяцев была «Баба, катяй!» (баба, 
качай). Это очень большое усложнение в деятельности мозга: на каждое 
слово выработана система связей, и теперь происходит их объединение. Раз
 начавшись, этот процесс слияния систем связей далее развивается очень 
бурно. На третьем году жизни дети начинают строить фразы уже из трех 
слов, и все они выражают желания, потребности малыша: «Таня дай ням!», 
«Витя хочет гуля!» (гулять). Еще одно важное событие происходит в 
развитии речи детей около двух лет: они открывают, что все вокруг имеет 
свое имя — каждый, каждый предмет! Ребенок с жадностью расспрашивает: 
«Что это?», «А это что?» — и узнает, что это — собака, это — автобус, 
это— птица, это— автомобиль и т. д. и т. д. Но и это скоро перестает удовлетворять 
малышей — они хотят дальше знать: как зовут вот этого мальчика? А ту 
девочку? А вон ту собачку? А воробья, который купается в пыли? «Как его 
зовут?» — непрерывно спрашивают они теперь. Если вы не можете 
удовлетворить интерес ребенка, то он сам тут же придумает имя. Марише, когда ей было два с половиной 
года, принесли в подарок двух живых раков; она сразу же назвала их: Биха
 и Миха. Раки уныло сидели в тазу с водой, едва шевелили усами и 
отказывались от еды, хотя им предлагали и мясо, и мух, и все, что только
 могли придумать. Кто-то принес как угощение ракам дождевого червяка. 
Мариша, конечно, прежде всего спросила, как зовут червячка. Пока 
взрослые думали, как ответить, она сама предложила: «Пусть он будет 
Зиночка!» (Биха с Михой брезгливо пятились от Зиночки, есть ее не стали,
 и, чтобы они не сдохли с голода, их выпустили в речушку). Эта же девочка ехала с бабушкой в 
трамвае и все время задавала вопрос: «Как зяют?» (как зовут?), показывая
 то па кого-то из пассажиров, то на прохожих на улице. Увидев селедку, 
торчавшую из сумки женщины, которая стояла рядом, Мариша и про нее 
спросила: «Как зяют сеёдку?» Вы видите, какая жажда у ребенка 
находить новые и новые обозначения для каждого предмета. Он так хочет 
знать больше названий — вы только скажите ему! Именно это обеспечивает 
развитие у маленьких детей более высоких степеней обобщения. Если название трудно, то очень часто 
малыш заменяет его созвучным, более легким для артикуляции. Юля (2 года 6
 месяцев) не всегда соглашалась принять названия, которые ей предлагали 
взрослые. Так, когда ей назвали тумбочку, Юля сморщилась и сказала: 
«Лютче — Танечка» — и так стала называть тумбочку; столик у нее был 
Толик, диван — Ваня и т. д. При этом Юля не просто коверкала слова или 
пропускала часть трудных для нее звуков, но всегда поясняла: «Лютче 
так». Коля в 3 года плохо выговаривал звук 
«р», но в сочетании с «д» он ему удавался (так, слова «дрова», «ведро», 
«вдруг» и т. п. он произносил правильно); мальчик уговаривал маму: 
«Давай все так называть — дрыба, дроза!» (рыба, роза). В главе I уже говорилось о том, что 
усвоение ребенком последовательности звуков в слове есть результат 
выработки системы условных связей. Но и соединение слов в фразу тоже 
имеет в основе выработку системы условных связей. Первым на это указал 
Н. И. Красногорский (1952 г.). Он отмечал, что соединения слов в фразе 
представляют собой стереотипы, или шаблоны. Ребенок подражательным путем
 заимствует определенные звукосочетания из речи окружающих людей. Этот принцип стереотипа (или шаблона) 
очень хорошо виден, если прислушаться внимательно к речевым реакциям 
детей. «Галя, что ты тащишь в рот?» — сердито спрашивает отец трехлетнюю
 дочку. «Всякую гадость!»—отвечает она. Девочку часто бранят за то, что 
она тащит в рот всякую гадость, и теперь она просто договорила конец 
привычной фразы, т. е. усвоенного словесного стереотипа. «Хочешь яичко?» — обращается бабушка к Леночке 2 лет 6 месяцев. «Да не патое, а зоотое», — 
говорит Лена. Слово «яичко» как бы тянет за собой следующие: «да не 
простое, а золотое» — ведь сколько раз Лена слышала это сочетание слов! Мать предлагает трехлетней Кате половину
 пирожка: «Поделим?» — «Поделим ловко — тебе ботву, а мне морковку!» 
отвечает дочка. Слово «поделим» прочно входит в словесный стереотип, 
который девочка сразу же в воспроизводит. Во всех этих случаях очень четко виден 
один и тот же принцип выработки единой системы условных связей. Вы 
прикасаетесь к одному звену — и приходит в действие вся система. Иногда 
одно и то же звено входит в состав двух стереотипов, и тогда легко 
получается путаница. Рома (3 года 2 месяца) декламирует: Котик беленький, Хвостик серенький, Вот как, вот как, Серенький козлик! Здесь слово «серенький» сразу как бы переключило один речевой стереотип на другой. Леня (тоже 3 года 2 месяца) рассказывает
 сказку про курочку рябу. Когда он дошел до слов «плачет дед, плачет 
баба», то далее «соскользнул» на другую сказку: «Как же мне не плакать? 
Лиса забралась в мой домик и не уходит!» Здесь причиной перескока 
оказалось слово «плачет», которое входит в обе сказки. Профессор А. Г. Иванов-Смоленский в 
опытах по изучению условных рефлексов также наблюдал, что если в двух 
системах условных раздражителей есть общий компонент (составная часть), 
то это создает своего рода «дренаж» для перехода процесса возбуждения из
 одной системы в другую. Иванов-Смоленский показал, что это явление 
«дренажа» возбуждения имеется и у более старших детей, но оно уже не 
проявляется в соскальзывании с одного стереотипа на другой, а остается в
 скрытой форме. Мы, взрослые люди, можем наблюдать это явление на себе: 
какое-то ощущение вызывает у нас не одну, а несколько ассоциаций. Однако
 мы продолжаем развивать одну определенную мысль, затормаживая побочные. Таким образом, частые соскальзывания мысли у малышей имеют под собой понятную физиологическую причину. Так на основе все более и более сложных стереотипов формируется активная речь ребенка. |