— Хочешь, я расскажу тебе сказку? — часто предлагает малыш матери или бабушке (конечно, они — самые заинтересованные слушатели).
В возрасте от трех до пяти-шести лет
ребятишки очень любят рассказывать сказки, сочиняемые ими самими. У
самых маленьких это происходит в форме «чтения»: они держат в руках
раскрытую книгу и «читают». Но чаще ребенок пристраивается поуютнее
около кого-то из близких и просит послушать его сказку.
На протяжении третьего-четвертого года
жизни у ребенка происходит дальнейшее усложнение речевых шаблонов: фразы
становятся многословными, совершенствуется их грамматический строй, но
стереотипия и тут дает о себе знать, хотя приобретает новую форму.
Теперь можно часто наблюдать, что ребенок берет целые готовые фразы и
составляет из них рассказ, сказку. Это — одно из важных проявлений
развития мыслительно-речевой деятельности ребенка: в ней тренируются
способности к словесному мышлению и к его связному выражению.
Некоторые родители относятся
отрицательно к склонности детей рассказывать различные истории и сказки,
считая, что это излишне развивает фантазию. Но ребенок нуждается в
этом. Если он мало рассказывает, его нужно вызвать на такие рассказы,
попросить «почитать» или рассказать сказку и выслушать ее внимательно;
иногда следует подсказать какую-то деталь или задать несколько вопросов.
(СНОСКА: К сожалению, родители редко записывают сказки своих
детей, и поэтому их трудно собирать. А записывать сказки надо
непременно. Или во время рассказа ребенка, или, в крайнем случае, сразу
же после рассказа.)
Первые сказки детей в возрасте около
трех лет очень просты и коротки — всего несколько фраз, да и фразы почти
полностью взяты из какой-нибудь хорошо усвоенной сказки.
И все-таки в этих сказках малыши пытаются сказать что-то свое.
Как правило, сказка начинается словами:
«Жил-был» или «жила-была»… Это как бы символ того, что далее последует
именно сказка, а не простой разговор. Используются и сказочные обороты
речи: «и вот спросил», «как же мне не плакать?», «долго ли, коротко ли» и
т. п. Действующим лицом оказывается обычно предмет, животное или
человек, вот сейчас попавшийся на глаза ребенку, а событие (дальше
одного события дело редко идет) заимствовано из хорошо известной малышу
сказки.
Явление речевой стереотипии и здесь дает
о себе знать очень сильно: постоянно можно наблюдать, что какое-нибудь
слово влечет за собой заученную фразу, с которой оно прочно
ассоциировано. Иногда такая фраза, возникшая по случайной ассоциации, не
имеет смысловой связи с предыдущими, но маленький рассказчик этого не
замечает.
Вот несколько сказок детей в возрасте около трех лет.
Ира в два года восемь месяцев рассказала
такую сказку: «Жил-был Золотой цветочек. А навстречу ему мужик. «О чем
же ты плачешь?» — «Как же мне, бедненькому, не плакать? Ай-ду-ду,
ай-ду-ду, потерял мужик дугу».
На даче, где жила Ирочка, во дворе росли
желтые цветы, которые называют золотыми шариками, — отсюда первый
персонаж сказки. К хозяйке дачи только что кто-то заходил, и она
сказала: «Мужик сосед был», — так появился второй персонаж, а переход к
заключительным словам был подготовлен уже имевшейся прочной ассоциацией
слова «мужик» с фразой «ай-ду-ду, потерял мужик дугу».
Валик в три года взял книгу и монотонным
голосом стал «читать»: «Жили-были мама, папа и Валик. Еще жила Мурка.
Мурка села на окошко, а с окошка и покатилась, и покатилась! Вдруг
навстречу идет медведь. «Мурка, Мурка, я тебя съем! «Отпусти,
пожалуйста, я дам за меня дорогой выкуп!»
Валик увидел сидевшую на подоконнике
кошку и начал рассказывать про нее сказку; слово «окошко» потянуло за
собой хорошо заученный стереотип из «Колобка», а слово «отпусти»
повлекло за собой другой словесный стереотип из «Сказки о рыбаке и
рыбке».
Света трех лет рассказывает сказки о девочке Светочке (очевидно, имея в виду себя). Вот две из них:
— Жила-была девочка Светочка. Очень
хорошая девочка. Вот долго ли, коротко ли, идет девочка Светочка, а
навстречу ей петушок. Петушок, петушок, золотой гребешок, масляна
головушка, шелкова бородушка.
— Жила-была девочка Светочка. Вот жила-была и ела яичко. Дед бил яичко, не разбил. Баба била яичко, не разбила. Тебе интересно?
Как видите, в сказках маленьких детей можно проследить те ассоциации, которые «вытягивают» из памяти ребенка именно эти фразы.
Сказки, рассказываемые детьми постарше,
имеют более сложные сюжеты, в них есть некоторое развитие действия. Хотя
в этих сказках и сохраняется традиционное начало «жил-был» и многое
взято из «настоящих» сказок, все же здесь отчетливо выступает какая-то
определенная мысль.
Некоторые ребячьи сказки очень
нравоучительны и явно имеют целью воспитание окружающих взрослых: не
только мы хотим через сказку оказать влияние на формирование
представлений или поведение детей, но и они нередко пытаются повлиять па
нас таким же образом.
Раечке четыре года три месяца. Вот какую
сказку она рассказала своей маме: «В третьем девятом царстве жила-была
принцесса. Она была такая красивая-красивая: с косой и с глазами! У нее
была мама. Очень хорошая и добрая мама. Она покупала принцессе
мороженое, а суп есть не заставляла. Мама услышала по радио, что деток
надо закаливать мороженым, и вот закаливала принцессу!» Вам понятна
мораль этой сказки?..
Тома в четыре года пять месяцев тоже
сочинила очень поучительную сказку, которую рассказала родителям,
по-видимому, в назидание. «Жили-были мама с папой. У них была дочка —
волосики золотые, глазки голубые, платье красненькое — вся такая
пестренькая! А мама-папа все равно в кино ходили, в гости ходили, а
дочку дома оставляли. Вот пошли мама-папа в кино. Вдруг навстречу им
волк. «Я вас съем!» Мама-папа напугались, закричали: «Не ешь нас, не ешь
нас!»— и побежали к дочке!» Надо думать, что после такой страшной
сказки Томины мама-папа задумаются над тем, как в кино уходить и дочку
оставлять.
Похожую сказку рассказала своей бабушке
Лера в четыре года пять месяцев: «Жила-была девочка. Вообще очень
хорошая девочка: руки мыла, хорошо ела, песенки петь умела. И была у
девочки бабушка. Вот пошла раз бабушка в магазин, вдруг навстречу ей
волк. Во-от с такущими зубами! И как зарычит: «Я тебя съем!» Бабушка
бегом домой побежала и уже никогда больше девочку свою не шлепала и в
угол ее не ставила!»
Свою сказку Лида сама иллюстрировала.
Интересно, что и мама с папой, и бабушка, встретившись с волками, сразу понимали, в чем дело, и тотчас же исправлялись!
К числу нравоучительных сказок (их,
кстати сказать, дети сочиняют довольно много) относится и сказка Лиды (5
лет 8 месяцев): «Жила-была одна девочка, она плохо ела. Со всего света
доктора ее лечили, а она все равно плохо ела. А одни доктор сказал маме:
«Идите гулять. Вам встретится вдруг кошка. Возьмите ее, и пусть у
девочки будет кошка». Вот пошли они гулять. Вышли они из дома и увидели
кошку! Они ее взяли и принесли домой. Девочка и кошечка стали вместе
молочко пить, котлетки есть, и всем хорошо стало! А вот некоторые не
знают и не хотят своим девочкам кошку взять!»
Сказка ребенка всегда отражает то, что
больше всего волнует его сейчас. Гарик, которому было пять лет шесть
месяцев (это было в 1943 г.), сочинил сказку о том, как просто можно
прекратить войну: «Жил-был один волшебник. Ему очень не нравилось, что
война — людей убивают, папы уходят на фронт. И вот долго ли, коротко ли
придумал волшебник, как сделать, чтобы война кончилась: отпилить ту
часть земли, где немцы живут! И так и сделал: вся-то земля вертится в
одну сторону, а Германия — в другую!» И мальчик с надеждой добавил:
«Ведь и взаправду можно так сделать?»
Этот же мальчик рассказал очень простую
сказку о водосточных трубах — они почему-то произвели на него большое
впечатление. «Вот был дом. И на одном углу дома было две трубы: одна
длинная, а другая короткая. Которая труба длинная, так она очень
красивая была — в три изгиба: раз, два, три! Вот вдруг пошел сильный
дождь, сначала он на крышу лился, а потом в трубы. Из длинной трубы вода
на землю текла, а из короткой на людей брызгала — вот так», — и автор
показывает это на рисунке. Это — сказка без морали, просто она
рассказывает о том, что заинтересовало ее автора.
Леночка в возрасте около пяти лет часто
сочиняла сказки о цветах — тоже повествовательного характера: «Жил да
был такой красивый-красивый мак: красный, а в середине лиловенький! И
жили-были колокольчики, совсем лиловые! Вот одна девочка пошла гулять.
Вдруг навстречу ей мак стоит. Девочка говорит: «Мак, я тебя сорву», — и
сорвала. Потом ей вдруг навстречу колокольчики стоят! Девочка говорит
им: «Колокольчики, колокольчики, я вас сорву!» — и сорвала. И стали
цветочки у девочки жить-поживать, давно поживать!»
Среди сказок мальчиков попадается много
насыщенных техническими подробностями и почти лишенных действия. По есть
и приключенческие, иногда с воинственным оттенком.
Шурик в пять лет пять месяцев очень
любил смотреть телепередачи и вообще не представлял себе жизни без
телевизора. Естественно, что в его сказке телевизору отведено очень
важное место: «Вот жили в лесу заяц и лиса. Построили они себе избушки.
Заяц — лубяную, а лиса — ледяную. Заяц, как построил избушку, поехал на
Невский в Гостиный Двор и купил себе телевизор. Ну, конечно, он купил
телик первого класса, экран у него во-о! Привез заяц телевизор в избушку и поставил — столика
ему не надо, он на своих ножках стоит. Воткнул антенну, включил в
штепсель и стал смотреть все-то все передачи, по всем программам!». Что стало с бедной лисой в её ледяной избушке, осталось
неизвестным — весь интерес рассказчика сосредоточился на зайкином
телевизоре.В приключенческих сказках, напротив, очень мало описаний и деталей, зато много событий. Приключенческий характер имеет и сказка
Мариши, рассказанная ею в возрасте пяти лет шести месяцев: «Жили-были
черти, целых сто. Вот пошли они гулять по Московскому проспекту и
встретили девочку Таню.
Таня говорит:
«Черти, черти, что вы тут делаете?» —
«Ищем пустой дом поселиться, а то у нас плохая квартира в лесу: к нам
орлы прилетают и обижают наших деток, клюют их!» Таня говорит: «Ну что
же, я покажу вам. Вот на острове Декабристов достраивается дом,
попроситесь в него у рабочих». На другой день пошли черти с Таней туда.
Черти просят рабочих: «Пустите нас жить в этот дом!» А рабочие говорят:
«Этот дом для людей! Стройте себе сами десятый этаж на этом доме!» Черти
обрадовались и стали строить: одни кирпичи кладут, другие цемент льют,
получается у них хорошо. Дом у них вот такой вышел». Сказка эта возникла таким образом.
Мариша читала с бабушкой славянские сказки, в которых фигурирует очень
много чертей, тема же строительства появилась потому, что рядом и
напротив дома, где живет девочка, шло строительство новых зданий,
Интересно отметить, что каждый ребенок
рассказывает сказки только одного определенного характера: или
описательные, или приключенческие. Конечно, это не случайность, а
выражение интересов рассказчика. Славик, например, ничего но говорит об
устройстве космического корабля или тех приборов, которых там «навалом» —
он не знает этого, и его это не занимает. А вот Игоря, Шурика и Сережу
интересует именно устройство и назначение тех вещей, о которых они
рассказывают; их сказки — это рвущиеся наружу знания о том, как устроен
тот или иной предмет, как он работает; для событий места тут не
остается.
Во всех сказках представляет интерес не
только их содержание, но и те словесные стереотипы, которые в них
используются, и способы их использования.
Здесь сохраняется шаблонное начало
(«жил-был»), часто встречается тот или иной сказочный персонаж (заяц,
поп — толоконный лоб, баба-яга и т. д.), и сейчас же всплывают
ассоциированные с этим персонажем словесные стереотипы. Однако
объединение этих стереотипов уже не имеет того механического характера,
как у детишек трех-четырех лет. В этих сказках есть основная мысль
(электропроводка в доме попа, устройство ступы-вертолета и т. п.), и
словесные стереотипы выбираются соответственно ей.
Игорь описывает конструкцию
предохранителя в тех выражениях, в каких это сделано в книге Б. Житкова;
Шурик почти дословно запомнил описание телевизора «Горизонт-101»,
прочитанное вслух его отцом, и т. д.
Главное, что отличает словесное
построение сказок пяти-шестилетних детей, — довольно свободное
комбинирование заученных словесных стереотипов.
Сказки, сочиняемые детьми дошкольного возраста, являются сложным сплавом того, что они выучили, слышали ранее, что видят сейчас.
Если ребенок рассказывает и при этом
рисует, иллюстрирует свою сказку, она обычно получается более связная и
цельная по содержанию — рисунок помогает ребенку в развитии его мысли.
Рассказывая сказку, ребенок учится
использовать ранее усвоенные фразы. Использует он их здесь не
механически, а в новых комбинациях, создавая что-то свое, новое. В этом
залог развития творческих способностей человеческого ума.
|