— Хочешь, я расскажу тебе сказку? — часто предлагает малыш матери или бабушке (конечно, они — самые заинтересованные слушатели). 
 В возрасте от трех до пяти-шести лет 
ребятишки очень любят рассказывать сказки, сочиняемые ими самими. У 
самых маленьких это происходит в форме «чтения»: они держат в руках 
раскрытую книгу и «читают». Но чаще ребенок пристраивается поуютнее 
около кого-то из близких и просит послушать его сказку. 
 На протяжении третьего-четвертого года 
жизни у ребенка происходит дальнейшее усложнение речевых шаблонов: фразы
 становятся многословными, совершенствуется их грамматический строй, но 
стереотипия и тут дает о себе знать, хотя приобретает новую форму. 
Теперь можно часто наблюдать, что ребенок берет целые готовые фразы и 
составляет из них рассказ, сказку. Это — одно из важных проявлений 
развития мыслительно-речевой деятельности ребенка: в ней тренируются 
способности к словесному мышлению и к его связному выражению. 
 Некоторые родители относятся 
отрицательно к склонности детей рассказывать различные истории и сказки,
 считая, что это излишне развивает фантазию. Но ребенок нуждается в 
этом. Если он мало рассказывает, его нужно вызвать на такие рассказы, 
попросить «почитать» или рассказать сказку и выслушать ее внимательно; 
иногда следует подсказать какую-то деталь или задать несколько вопросов.
 (СНОСКА: К сожалению, родители редко записывают сказки своих 
детей, и поэтому их трудно собирать. А записывать сказки надо 
непременно. Или во время рассказа ребенка, или, в крайнем случае, сразу 
же после рассказа.) 
 Первые сказки детей в возрасте около 
трех лет очень просты и коротки — всего несколько фраз, да и фразы почти
 полностью взяты из какой-нибудь хорошо усвоенной сказки. 
 И все-таки в этих сказках малыши пытаются сказать что-то свое. 
 Как правило, сказка начинается словами: 
«Жил-был» или «жила-была»… Это как бы символ того, что далее последует 
именно сказка, а не простой разговор. Используются и сказочные обороты 
речи: «и вот спросил», «как же мне не плакать?», «долго ли, коротко ли» и
 т. п. Действующим лицом оказывается обычно предмет, животное или 
человек, вот сейчас попавшийся на глаза ребенку, а событие (дальше 
одного события дело редко идет) заимствовано из хорошо известной малышу 
сказки. 
 Явление речевой стереотипии и здесь дает
 о себе знать очень сильно: постоянно можно наблюдать, что какое-нибудь 
слово влечет за собой заученную фразу, с которой оно прочно 
ассоциировано. Иногда такая фраза, возникшая по случайной ассоциации, не
 имеет смысловой связи с предыдущими, но маленький рассказчик этого не 
замечает. 
 Вот несколько сказок детей в возрасте около трех лет. 
 Ира в два года восемь месяцев рассказала
 такую сказку: «Жил-был Золотой цветочек. А навстречу ему мужик. «О чем 
же ты плачешь?» — «Как же мне, бедненькому, не плакать? Ай-ду-ду, 
ай-ду-ду, потерял мужик дугу». 
 На даче, где жила Ирочка, во дворе росли
 желтые цветы, которые называют золотыми шариками, — отсюда первый 
персонаж сказки. К хозяйке дачи только что кто-то заходил, и она 
сказала: «Мужик сосед был», — так появился второй персонаж, а переход к 
заключительным словам был подготовлен уже имевшейся прочной ассоциацией 
слова «мужик» с фразой «ай-ду-ду, потерял мужик дугу». 
 Валик в три года взял книгу и монотонным
 голосом стал «читать»: «Жили-были мама, папа и Валик. Еще жила Мурка. 
Мурка села на окошко, а с окошка и покатилась, и покатилась! Вдруг 
навстречу идет медведь. «Мурка, Мурка, я тебя съем! «Отпусти, 
пожалуйста, я дам за меня дорогой выкуп!» 
 Валик увидел сидевшую на подоконнике 
кошку и начал рассказывать про нее сказку; слово «окошко» потянуло за 
собой хорошо заученный стереотип из «Колобка», а слово «отпусти» 
повлекло за собой другой словесный стереотип из «Сказки о рыбаке и 
рыбке». 
 Света трех лет рассказывает сказки о девочке Светочке (очевидно, имея в виду себя). Вот две из них: 
 — Жила-была девочка Светочка. Очень 
хорошая девочка. Вот долго ли, коротко ли, идет девочка Светочка, а 
навстречу ей петушок. Петушок, петушок, золотой гребешок, масляна 
головушка, шелкова бородушка. 
 — Жила-была девочка Светочка. Вот жила-была и ела яичко. Дед бил яичко, не разбил. Баба била яичко, не разбила. Тебе интересно? 
 Как видите, в сказках маленьких детей можно проследить те ассоциации, которые «вытягивают» из памяти ребенка именно эти фразы. 
 Сказки, рассказываемые детьми постарше, 
имеют более сложные сюжеты, в них есть некоторое развитие действия. Хотя
 в этих сказках и сохраняется традиционное начало «жил-был» и многое 
взято из «настоящих» сказок, все же здесь отчетливо выступает какая-то 
определенная мысль. 
 Некоторые ребячьи сказки очень 
нравоучительны и явно имеют целью воспитание окружающих взрослых: не 
только мы хотим через сказку оказать влияние на формирование 
представлений или поведение детей, но и они нередко пытаются повлиять па
 нас таким же образом. 
 Раечке четыре года три месяца. Вот какую
 сказку она рассказала своей маме: «В третьем девятом царстве жила-была 
принцесса. Она была такая красивая-красивая: с косой и с глазами! У нее 
была мама. Очень хорошая и добрая мама. Она покупала принцессе 
мороженое, а суп есть не заставляла. Мама услышала по радио, что деток 
надо закаливать мороженым, и вот закаливала принцессу!» Вам понятна 
мораль этой сказки?.. 
 Тома в четыре года пять месяцев тоже 
сочинила очень поучительную сказку, которую рассказала родителям, 
по-видимому, в назидание. «Жили-были мама с папой. У них была дочка — 
волосики золотые, глазки голубые, платье красненькое — вся такая 
пестренькая! А мама-папа все равно в кино ходили, в гости ходили, а 
дочку дома оставляли. Вот пошли мама-папа в кино. Вдруг навстречу им 
волк. «Я вас съем!» Мама-папа напугались, закричали: «Не ешь нас, не ешь
 нас!»— и побежали к дочке!» Надо думать, что после такой страшной 
сказки Томины мама-папа задумаются над тем, как в кино уходить и дочку 
оставлять. 
 Похожую сказку рассказала своей бабушке 
Лера в четыре года пять месяцев: «Жила-была девочка. Вообще очень 
хорошая девочка: руки мыла, хорошо ела, песенки петь умела. И была у 
девочки бабушка. Вот пошла раз бабушка в магазин, вдруг навстречу ей 
волк. Во-от с такущими зубами! И как зарычит: «Я тебя съем!» Бабушка 
бегом домой побежала и уже никогда больше девочку свою не шлепала и в 
угол ее не ставила!» 
 Свою сказку Лида сама иллюстрировала. 
  
 Интересно, что и мама с папой, и бабушка, встретившись с волками, сразу понимали, в чем дело, и тотчас же исправлялись! 
 К числу нравоучительных сказок (их, 
кстати сказать, дети сочиняют довольно много) относится и сказка Лиды (5
 лет 8 месяцев): «Жила-была одна девочка, она плохо ела. Со всего света 
доктора ее лечили, а она все равно плохо ела. А одни доктор сказал маме:
 «Идите гулять. Вам встретится вдруг кошка. Возьмите ее, и пусть у 
девочки будет кошка». Вот пошли они гулять. Вышли они из дома и увидели 
кошку! Они ее взяли и принесли домой. Девочка и кошечка стали вместе 
молочко пить, котлетки есть, и всем хорошо стало! А вот некоторые не 
знают и не хотят своим девочкам кошку взять!» 
 Сказка ребенка всегда отражает то, что 
больше всего волнует его сейчас. Гарик, которому было пять лет шесть 
месяцев (это было в 1943 г.), сочинил сказку о том, как просто можно 
прекратить войну: «Жил-был один волшебник. Ему очень не нравилось, что 
война — людей убивают, папы уходят на фронт. И вот долго ли, коротко ли 
придумал волшебник, как сделать, чтобы война кончилась: отпилить ту 
часть земли, где немцы живут! И так и сделал: вся-то земля вертится в 
одну сторону, а Германия — в другую!» И мальчик с надеждой добавил: 
«Ведь и взаправду можно так сделать?» 
 Этот же мальчик рассказал очень простую 
сказку о водосточных трубах — они почему-то произвели на него большое 
впечатление. «Вот был дом. И на одном углу дома было две трубы: одна 
длинная, а другая короткая. Которая труба длинная, так она очень 
красивая была — в три изгиба: раз, два, три! Вот вдруг пошел сильный 
дождь, сначала он на крышу лился, а потом в трубы. Из длинной трубы вода
 на землю текла, а из короткой на людей брызгала — вот так», — и автор 
показывает это на рисунке. Это — сказка без морали, просто она
 рассказывает о том, что заинтересовало ее автора.  
 Леночка в возрасте около пяти лет часто 
сочиняла сказки о цветах — тоже повествовательного характера: «Жил да 
был такой красивый-красивый мак: красный, а в середине лиловенький! И 
жили-были колокольчики, совсем лиловые! Вот одна девочка пошла гулять. 
Вдруг навстречу ей мак стоит. Девочка говорит: «Мак, я тебя сорву», — и 
сорвала. Потом ей вдруг навстречу колокольчики стоят! Девочка говорит 
им: «Колокольчики, колокольчики, я вас сорву!» — и сорвала. И стали 
цветочки у девочки жить-поживать, давно поживать!» 
 Среди сказок мальчиков попадается много 
насыщенных техническими подробностями и почти лишенных действия. По есть
 и приключенческие, иногда с воинственным оттенком. 
 
  
 Шурик в пять лет пять месяцев очень 
любил смотреть телепередачи и вообще не представлял себе жизни без 
телевизора. Естественно, что в его сказке телевизору отведено очень 
важное место: «Вот жили в лесу заяц и лиса. Построили они себе избушки. 
Заяц — лубяную, а лиса — ледяную. Заяц, как построил избушку, поехал на 
Невский в Гостиный Двор и купил себе телевизор. Ну, конечно, он купил 
телик первого класса, экран у него во-о! Привез заяц телевизор в избушку и поставил — столика 
ему не надо, он на своих ножках стоит. Воткнул антенну, включил в 
штепсель и стал смотреть все-то все передачи, по всем программам!». Что стало с бедной лисой в её ледяной избушке, осталось 
неизвестным — весь интерес рассказчика сосредоточился на зайкином 
телевизоре.В приключенческих сказках, напротив, очень мало описаний и деталей, зато много событий. Приключенческий характер имеет и сказка 
Мариши, рассказанная ею в возрасте пяти лет шести месяцев: «Жили-были 
черти, целых сто. Вот пошли они гулять по Московскому проспекту и 
встретили девочку Таню.
 Таня говорит: 
 «Черти, черти, что вы тут делаете?» — 
«Ищем пустой дом поселиться, а то у нас плохая квартира в лесу: к нам 
орлы прилетают и обижают наших деток, клюют их!» Таня говорит: «Ну что 
же, я покажу вам. Вот на острове Декабристов достраивается дом, 
попроситесь в него у рабочих». На другой день пошли черти с Таней туда. 
Черти просят рабочих: «Пустите нас жить в этот дом!» А рабочие говорят: 
«Этот дом для людей! Стройте себе сами десятый этаж на этом доме!» Черти
 обрадовались и стали строить: одни кирпичи кладут, другие цемент льют, 
получается у них хорошо. Дом у них вот такой вышел». Сказка эта возникла таким образом. 
Мариша читала с бабушкой славянские сказки, в которых фигурирует очень 
много чертей, тема же строительства появилась потому, что рядом и 
напротив дома, где живет девочка, шло строительство новых зданий, 
 Интересно отметить, что каждый ребенок 
рассказывает сказки только одного определенного характера: или 
описательные, или приключенческие. Конечно, это не случайность, а 
выражение интересов рассказчика. Славик, например, ничего но говорит об 
устройстве космического корабля или тех приборов, которых там «навалом» —
 он не знает этого, и его это не занимает. А вот Игоря, Шурика и Сережу 
интересует именно устройство и назначение тех вещей, о которых они 
рассказывают; их сказки — это рвущиеся наружу знания о том, как устроен 
тот или иной предмет, как он работает; для событий места тут не 
остается. 
 Во всех сказках представляет интерес не 
только их содержание, но и те словесные стереотипы, которые в них 
используются, и способы их использования. 
 Здесь сохраняется шаблонное начало 
(«жил-был»), часто встречается тот или иной сказочный персонаж (заяц, 
поп — толоконный лоб, баба-яга и т. д.), и сейчас же всплывают 
ассоциированные с этим персонажем словесные стереотипы. Однако 
объединение этих стереотипов уже не имеет того механического характера, 
как у детишек трех-четырех лет. В этих сказках есть основная мысль 
(электропроводка в доме попа, устройство ступы-вертолета и т. п.), и 
словесные стереотипы выбираются соответственно ей. 
 Игорь описывает конструкцию 
предохранителя в тех выражениях, в каких это сделано в книге Б. Житкова;
 Шурик почти дословно запомнил описание телевизора «Горизонт-101», 
прочитанное вслух его отцом, и т. д. 
 Главное, что отличает словесное 
построение сказок пяти-шестилетних детей, — довольно свободное 
комбинирование заученных словесных стереотипов. 
 Сказки, сочиняемые детьми дошкольного возраста, являются сложным сплавом того, что они выучили, слышали ранее, что видят сейчас. 
 Если ребенок рассказывает и при этом 
рисует, иллюстрирует свою сказку, она обычно получается более связная и 
цельная по содержанию — рисунок помогает ребенку в развитии его мысли. 
 Рассказывая сказку, ребенок учится 
использовать ранее усвоенные фразы. Использует он их здесь не 
механически, а в новых комбинациях, создавая что-то свое, новое. В этом 
залог развития творческих способностей человеческого ума. 
	
	
	  |