В конце первого года жизни на многие
обращенные к нему слова ребенок дает правильные реакции. «Покажи
носик!», «Сделай ладушки!», «Где мама?» — говорим мы, и малыш показывает
нос, хлопает в ладошки и т. д. «Как он много уже понимает!» — делаем мы
заключение. Значит, слова уже становятся сигналами для ребенка?
Но не будем торопиться с выводами и
присмотримся внимательно к поведению восьмимесячного Алеши, который как
раз «понимает» уже много слов. Няня держит его на руках и спрашивает:
«Алешенька, а где мама?» Малыш, улыбаясь, поворачивается к матери. Когда
тот же вопрос был задан Алеше, лежащему в кроватке, никакой попытки
искать мать он не сделал. Но стоило няне взять его на руки, как он опять
оборачивался в сторону матери, когда его спрашивали, где она. Алешу
взяла на руки мамина подруга. «Где мама?» — и опять нет ожидаемой
реакции!
Итак, то, что мы сначала приняли за
понимание слов, па самом деле не является таковым. Что же это такое?
Специальные наблюдения показали, что сначала ребенок начинает понимать
не отдельные слова, а целые фразы. Далее выяснилось, что и фраза вначале
воспринимается не сама по себе, а лишь как часть какого-то еще более
общего воздействия на нервную систему. В примере с Алешей мы уже видели,
что правильная реакция на вопрос «где мама?» получается лишь в том
случае, если с этой фразой к нему обращаются в привычной обстановке,
если говорит кто-нибудь из близких людей, с вопросительной интонацией и
т. д. Фраза здесь является как бы частью какой-то целой картины. Если же
та или иная деталь—обстановка, человек, голос, интонация меняется,
картина становится неузнаваемой для ребенка, и он уже не может дать ту
реакцию, которую от него ожидают.
На первом этапе для того, чтобы ребенок отреагировал на фразу, необходимо наличие целого ряда непосредственных раздражителей. Но постепенно число раздражителей, нужных для того, чтобы вызвать реакцию, уменьшается. Это хорошо видно из таблицы.
Мы видим, что в 7–8 месяцев ребенок даст
ожидаемую реакцию на фразу (например, покажет носик) только в том
случае, если он сидит, если находится в привычной обстановке, если
говорит с ним знакомый человек и с определенной интонацией. Сама фраза
еще, собственно, не имеет значения (она и помечена минусом). Это значит,
что ребенок отвечает правильной двигательной реакцией не на фразу, а на
всю ситуацию в целом.
Примечание: Плюс означает, что
этот компонент раздражителя необходим для получения реакции, а минус —
что его наличие необязательно. Знак плюс-минус означает, что роль этого
компонента начинает возрастать.
Только постепенно слово превращается в
более сильную составную часть сложного раздражителя, а другие его части
теряют слое значение. Сначала становится безразличным положение тела,
затем обстановка; спустя некоторое время фразу может произносить уже и
новое лицо; дольше всего сохраняется значение привычной интонации.
Наконец, слова становятся самостоятельными условными сигналами — ребенок
отвечает на них правильными реакциями, независимо от других «деталей
картины».
В естественных условиях состав сложного
раздражителя (в нашем примере положение тела ребенка + видимая часть
комнаты + говорящий человек + его голос и интонация + самые слова) не
остается каждый раз строго постоянным. То ребенка держат лицом в одну
сторону, то в другую; к малышу обращается то мать, то няня и т. д.
Наиболее постоянным членом сложного раздражителя оказывается фраза; на
нее-то и закрепляется в мозгу ребенка условная связь.
Многие исследователи, изучавшие развитие
понимания речи у детей (например, А. М. Леушина), находят, что сначала
«единицей речи» для них будет именно фраза, а не слово.
Например, в фразе «покажи носик» нужно
знать значение и слова «покажи», и слова «носик». Но дело в том, что
малыш конца первого — начала второго года не различает ни того, ни
другого слова в фразе, а воспринимает ее слитно; фраза эта является пока
просто звуковым сигналом к определенному движению: «покажи носик» —
протянуть руку к носу, «дай ручку» — подать руку и т. д.
Только много позже, когда отдельные
слова приобретут сигнальное значение, фраза станет более сложным
раздражителем, чем слово. Вычленение слов из фразы — это дальнейший этап
в развитии понимания речи окружающих людей.
|