Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества оказались тесно связанными с речевой функцией.
Первой формой общения первобытных людей
были жесты, постепенно они стали сочетаться с возгласами, выкриками.
Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь, но она долгое время
была связана с жестикуляторной речью.
Самые движения пальцев рук постепенно
совершенствовались — из поколения в поколение люди выполняли все более
тонкую и сложную работу. В связи с этим происходило увеличение площади
двигательной проекции кисти руки в мозге человека. Так развитие функций
руки и речи у людей шло параллельно.
Примерно таков же ход развития речи
ребенка. Сначала начинают развиваться движения пальцев рук, когда же они
достигают достаточной тонкости, начинается развитие словесной речи.
Развитие движений пальцев рук как бы подготавливает почву для
последующего формирования речи.
На рис. 47 показано, как происходит
совершенствование движений пальцев с возрастом детей. Особое значение
имеет период, когда начинается противопоставление большого пальца
остальным — с этого времени ребенку становятся доступны тонкие движения.
Рис. 47. Схема развития тонких движений пальцев руки ребенка (по X. Хальверсон).
Верхний ряд рисунков показывает
усложнение и совершенствование движений пальцев: сначала действует вся
ладонь и пальцы, постепенно вычленяются движения отдельных пальцев.
Нижний ряд показывает, как меняется положение захватываемого объекта с
развитием движений пальцев: сначала он лежит на ладони, а позднее —
только в кончиках пальцев.
Случайность ли, что тренировка движений
как-то влияет па созревание речевой моторной области? Для того чтобы
ответить па этот вопрос, в нашей лаборатории Л. А. Панащенко были
проведены такие наблюдения. У детей в возрасте шести недель в доме
ребенка записывали биотоки мозга, затем у одних из этих детей
тренировали правую руку, а у других — левую. Тренировка заключалась в
массаже кисти руки и пассивных (т. е. производимых взрослым) сгибаниях и
разгибаниях пальцев. Через месяц и через два месяца после начала такой
тренировки повторно записывались биотоки мозга и математически
вычислялась степень устойчивости в появлениях волн высокой частоты, что
является показателем степени созревания коры мозга. Оказалось, что через
месяц тренировки высокочастотные ритмы стали отмечаться в области
двигательных проекций, а через два месяца — и в будущей речевой области,
в полушарии, противоположном тренируемой руке!
Аналогичное исследование (ежемесячная
запись биотоков мозга с последующим математическим анализом) было
проведено и на группе детей такого же возраста, с которыми никаких
тренировок не проводилось. Результаты, полученные в этих
наблюдениях, показали, что тренировка
пальцев рук на два с половиной месяца ускоряет процесс созревания
речевых областей—у правшей в левом, а у левшей — в правом полушарии! Эти
данные уже прямо говорят о том, что речевые области формируются под
влиянием импульсов от пальцев рук.
Естественно, что этот факт должен
использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит
своевременно, и особенно, там, где имеется отставание, задержка развития
моторной речи детей. |