Все, наблюдавшие за развитием детей, очень
хорошо знают, что малыш выражает свои мысли громкой речью. Увидев
привлекательный или неприятный для него предмет, ребенок сразу заявляет
об этом во весь голос. Увидев мать, он кричит: «Ма-ма!»; при виде кошки
громко восклицает: «Киса! Хочу кису!»
Только на четвертом году появляется
шепотная речь, а около 5 лет — речь «про себя», когда ребенок начинает
думать словами беззвучно. Это и называется внутренней речью.
На протяжении всей этой книги мы все
время подчеркиваем теснейшую связь речи и мышления. Вот еще один аспект
проявления этой связи.
Психолог А. Н. Соколов предположил, что в
раннем детстве в мозгу вырабатываются связи между тем или иным звуком и
соответствующим мышечным ощущением, полученным при его артикуляции.
Таким образом, слышимое и произносимое слова связываются. В первые годы
жизни роль мышечных ощущений так велика, что ребенок не может их
затормозить, — поэтому он еще не способен ни к шепотной речи, ни тем
более к речи «про себя». В дальнейшем, по мере того как речь ребенка
развивается, роль мышечных ощущений несколько уменьшается, и тогда их
уже удается тормозить.
Это предположение А. Н. Соколова
подтверждается теми наблюдениями, которые проведены на детях в нашей
лаборатории. В начале этой главы мы уже рассказывали об опытах Г. С.
Лях. В них показано, что звукоподражание у младенца полутора-двух
месяцев можно вызвать только в том случае, если он видит артикуляторную
мимику взрослого человека и может подражать ей. Затем, в результате
того, что получаемые при имитации мимики мышечные ощущения много-много
раз совпадали со звуками, произносимыми взрослыми, устанавливаются
условные связи. Только теперь, услышав произносимый взрослым звук,
ребенок сможет воспроизвести его, уже не видя мимики взрослого.
В дальнейшем, когда малыш начинает
подражательно артикулировать слова, весь комплекс мышечно-звуковых
ощущений связывается с предметом. Игра двух-трехлетних детей (у которых
речь развита) обязательно сопровождается называнием игрушек и
производимых с ними действий. Соня (3 года) укачивает на руках куклу и
приговаривает: «Соня Лялю бай-бай положит… а-а-а! а-а-а! Ляля глазки
закила (закрыла)»… Вдруг девочка пронзительно завизжала и тут же
заговорила успокоительно: «Не плакай, не плакай, я тебе моёженое куплю!
Ага, замолчала!»
Лишь на четвертом году ребенок начинает
играть молча, производя с предметом разнообразные действия. Так, Леночка
(4 года 6 месяцев) молча, сосредоточенно пеленает куклу, укладывает ее
спать и затем тихонько, чтобы не разбудить ее, начинает «прибирать» в
куклиной комнате. Правда, эти молчаливые действия длятся недолго. Вскоре
(минуты через две-три) Леночка начинает шептать: «Вот так, а теперь
пойду в магазин, надо молочка купить и кашки!»
Можно наблюдать, что и при игре
вдвоем-втроем дети некоторое время уже делают что-то молча. Постепенно, с
возрастом такие промежутки молчаливой игры становятся длительнее. Это
моменты, когда ребенок пользуется внутренней речью.
Внутренняя речь представляет для детей
большую трудность, чем громкая. Это видно хотя бы из того, что при
всяком усложнении умственной задачи ребята переходят на громкую речь.
Даже в более старшем возрасте при обучении счету, чтению ребятишки
начинают говорить громко. Они долго не могут научиться читать «про себя»
и произносят читаемые слова громко, затем после какого-то периода
обучения начинают читать шепотом и значительно позже — молча. При письме
дети также стремятся повторять то, что они пишут.
А. II. Соколов хотел проверить,
насколько важны для мыслительной деятельности взрослого человека и детей
двигательные импульсы с артикуляторных органов. Для этого испытуемому
давали задачу, но во время ее решения он должен был зажать зубами язык и
сжать губы. Оказалось, что взрослым это не мешало и они справлялись с
задачей, у детей же умственная деятельность очень заметно тормозилась.
Значит, речевые кинестезии (т. е. импульсы с органов артикуляции)
являются необходимыми для мыслительной деятельности ребенка.
Хотя роль импульсов с речевой
мускулатуры у взрослых гораздо меньше, чем у детей, но все же и здесь
они имеют определенное значение. Так, при трудностях (например, при
решении сложной задачи и т. п.) и у взрослых наблюдается усиление
потоков импульсов с речевых мышц, хотя они ничего не говорят вслух.
У детей внутренняя речь, близкая по форме к той, которая существует у взрослых, развивается лишь в школьном возрасте.
|