Двигательное развитиеНачинает ходить, держась только одной рукой за руку взрослого. Уверенно ходит, держась за стену или мебель (рис. 29).
Начинает стоять без опоры, то есть без поддержки, не держась за предметы, пока еще пошатываясь. Залезает на низкий диван, кресло или кровать. Сидит уверенно – вертится и наклоняется во все стороны.
Некоторые здоровые дети не спешат переходить в вертикальное положение. Обычно в такой ситуации они хорошо передвигаются на четвереньках.
Руки при этом выпрямлены, а опора производится на ладони. Ноги еще
согнуты в коленных суставах, а вот живот уже не прикасается к
поверхности пола (рисунок-схема 30).
Еда.
Пьет из чашки, держа ее обеими руками почти самостоятельно. Взрослый
должен лишь слегка поддерживать чашку за донышко, чтобы ребенок ее не
уронил, и контролировать положение чашки, если ребенок слишком сильно
наклоняет ее.
Бытовые навыки. Многие дети помогают пpи одевании. На просьбу взрослого «Дай ручку, вытяни ножку» они подают нужную руку или ногу.
Ребенок может спокойно относиться к высаживанию на горшок.
Однако эти высаживания не ускоряют приобретения навыка проситься на
горшок, они лишь дают возможность экономить на памперсах. Нельзя долго
держать ребенка сидящим на горшке, в надежде что он «исполнит свой долг»
и оправится. Таким сидением вы можете привить ему страх или ненависть к
горшку как раз к возрасту полутора лет, когда можно будет наконец
активно обучать ребенка проситься на горшок.
Уменьшается привычка пускать слюни и брать все в рот.
Психическое развитиеЕсли показать ребенку фотографию матери, отца
или другого близкого взрослого, он узнает их. Ребенок смотрит на
фотографию, узнает, смеется, трогает, оборачивается к взрослому. Если
сказать: «Покажи – где мама?» – то ребенок показывает пальцем мать на
фотографии.
Мелкая моторика и игра.
Значительно расширяются возможности игры с предметами в зависимости от
их свойств. Малыш понимает, что можно рукой катать туда-сюда машинку с
колесиками, дергать и подтягивать ее за привязанную к ней веревочку,
вынимать один предмет из другого, звонить колокольчиком, снимать кольцо с пирамидки. Половина детей в возрасте 10,5 месяца может накрыть баночку крышкой.
При игре с несколькими игрушками или
предметами малыш начинает использовать один из предметов как инструмент,
например стучит одной игрушкой о другую. Ложку может использовать,
чтобы ворошить и раскидывать некрупные предметы по полу.
По просьбе взрослого пытается найти
спрятанную игрушку. Чтобы проверить это, на глазах у ребенка накройте
небольшую игрушку перевернутой чашкой и оставьте ее так. Затем попросите
ребенка найти игрушку. Последовательность действий ребенка такова:
сначала он смотрит, как взрослый прячет игрушку (рис. 31а); тянется к
чашке (рис. 31б); достаточно быстро находит игрушку (рис. 31в).
Во время игры малыш не только опустошает сумки или коробки, но и начинает собирать предметы в эти емкости. Пытается забрасывать предметы в коробку, однако делает это не всегда охотно. Тренировать это умение можно с помощью игры.
Игра-упражнение
Рассыпьте как бы нечаянно ложки из коробки
или другие интересные ребенку предметы. Затем вместе с малышом соберите
их, сопровождая сбор рассказом, особым укладыванием и т. д. В дальнейшем
поощряйте ребенка, чтобы он после игры всегда сам собирал свои игрушки в
коробку, сначала делайте это вместе с ним, но занимайтесь этим не как
работой, а как игрой.
Кроме матрешки, пирамидки, кирпичиков для ребенка желательно приобрести
сюжетные игрушки: куклу, мишку, собаку. Можно дать ребенку в руки куклу
и показать ему, как ее водить; дать в руки собачку и поиграть с ним в
ее кормление; дать в руки машинку и показать, как ее можно катать
вперед-назад. В отличие от более ранних этапов у ребенка уже развивается
память: он знает, для чего нужна конкретная игрушка и как с ней играть.
Сейчас малыш уже не изучает, как раньше, свою игрушку, а сразу
использует ее по назначению: например, не пытается греметь машинкой с
колесиками, а катает ее.
Понимает несколько ваших жестов: «иди ко мне», «нельзя», «до свидания», указательный жест.
Понимание речи. Если ваше дитя быстро и хорошо, без вашей подсказки выполняет такие заученные движения,
как «до свидания», «здравствуй», «ладушки-ладушки», можно начать
обучение и более сложным жестам. Известная всем с детства игра
«сорока-белобока» способствует развитию функции указательного пальца.
Обучите ребенка стучать указательным пальцем правой руки по ладошке
левой под вашу речевку: «Сорока-белобока на дереве сидела, деткам кашку
варила. Этому дала, этому дала… этому не дала». Постепенно (в
последующие два месяца) обучайте ребенка стучать не по ладошке, а по
пальцам левой руки, поочередно от мизинца до большого пальца.
Естественно, «этому не дала» надо говорить, когда ребенок стучит по
последнему (пятому) пальцу на ладони.
Все лучше понимает смысл обращенной к нему речи – слов, произносимых взрослым. По просьбе «дай»
берет и подает хорошо знакомые предметы-игрушки. Хотя и дает названный
предмет в руки взрослому, но еще не отпускает его. Вышеуказанные
инструкции выполняет более четко, если они дополняются жестами
взрослого. Для того чтобы ребенок мог выполнять такие инструкции,
он должен знать названия предметов. Поэтому всегда, когда вы даете
ребенку какую-либо игрушку, каждый раз правильно называйте ее.
Можно научить дитя показывать части тела.
Для этого спросите у малыша: «Где у Саши носик?» Потом возьмите
указательный пальчик ребенка и, дотрагиваясь им до его носа, говорите:
«Вот носик у Саши». Затем спрашиваете: «А где же носик у мамы?» – и,
дотрагиваясь пальчиком ребенка до своего носа, говорите: «Вот мамин
носик». Также можно поиграть с ребенком и во время его купания: «Давай,
Юлечка, помоем кукле личико. Где у нее глазки? Где у нее носик? Покажи.
Теперь давай помоем ей ручки. Где ручки у куклы? Покажи и т. д.» Сначала
легче показать нос на взрослом или кукле, а затем уже и на себе. После
носиков аналогичным способом можно изучить глазки, щечки, ушки и другие
части тела.
Если назвать хорошо знакомого ребенку человека по имени, то он смотрит на него.
Четко понимает значение слов «нет», «нельзя». Иногда уже этого бывает достаточно, чтобы ребенок прекратил запрещенные действия.
Если же ребенок продолжает опасно шалить, то проще всего взять его на
руки и унести в другую комнату, а там предложить другую игру. Например,
если малыш стучит машинкой по телевизору, то после произнесения «нельзя,
перестань» лучше дать ему барабан, по которому стучать палочками
гораздо интереснее, а также показать ребенку, что машинку намного
интереснее катать за веревочку. Если ребенок хватает со стола ручные
часы, то, забирая их и говоря «нельзя», нужно дать ребенку игрушечные
ручные часы или другую интересную игрушку и сказать «можно». Для
воспитания выполнения запретов можно поиграть в специальную игру с
куклой или медвежонком. Когда игрушка «делает» что-то опасное, вы строго
говорите ей «нельзя» или «перестань». Медвежонок (кукла) тотчас
прекращает шалить, и вы его хвалите. Ребенок берет пример с игрушки.
Не злоупотребляйте запретами, используйте
слово «нельзя» только в тех крайних случаях, когда без этого точно не
обойтись. Ребенок должен твердо усвоить, что если один из родителей или
близких сказал «нельзя» или «нет», то это решение окончательное и
пересмотру не подлежит. Никакие капризы, обиды и истерики не заставят
семью отменить такой запрет. Когда ребенок хорошо поймет это, он и не
будет их устраивать. Особенно это важно при наличии склонности к
нервозности. Если вдруг в семье найдется «слабое звено» – кто-то из
родителей, бабушек или дедушек, к которому ребенок будет апеллировать
для получения запретного, то развитие стойкого невроза, а затем и
нарушения характера (психопатии) ребенку обеспечено.
Не забывайте хвалить ребенка за правильные поступки.
Доречевое развитиеС
помощью звуков, мимики и жестов, но пока еще не слов, ребенок почти
всегда может объяснить взрослым свои разнообразные желания. Произносит
некоторые слоги со смыслом (например, «ам» – хочу есть). Подражая
взрослому, ребенок повторяет за ним новые слоги, которых до сих
пор не было в его лексиконе. Эту появившуюся способность ребенка можно
использовать для развития речи, особенно в случае ее задержки. Для этого
взрослый медленно, с вопросительной интонацией произносит слоги, а
ребенок старается повторять их. Когда ребенок научился повторять слог,
вы меняете в них гласные и повторяете с ним новый похожий слог.
Например, повторяете «ба-ба», затем «бай-бай», «бах-бах». Аналогично
«дя-дя», «де-да», «дай– дай», «ку-ку», «ка-ка», «ко-ко», «ки-ки» и др.
При этом важно, чтобы ребенок понимал значение простых слов и слогов
(бабушка, спать, падение, машинка, дядя, дедушка, дай, прятки, курочка и
т. д.). Поэтому, работая над конкретным слогом, говорите ребенку, что
он обозначает, а еще лучше показывайте ему этот объект, например бабушку
при работе над слогом «ба-ба». Проще всего заниматься этой
игрой-упражнением в процессе повседневного общения с ребенком.
|