Двигательное развитиеК двум годам малыш самостоятельно, уже без опоры о перила или руку взрослого, поднимается и опускается по лестнице, приставляя одну ногу к другой на каждой ступеньке после каждого шага.
Делает 3–5 шагов на цыпочках без поддержки.
Некоторые дети умеют подпрыгивать на месте двумя ногами, не падая.
В 1 год и 10 месяцев должен уметь без поддержки нерезко ударить ногой мяч так, чтобы он катился. Ударяет по мячу достаточно ловко, не падая и не спотыкаясь о него (рис. 48).
К
двум годам хорошо играет в мяч руками. Удерживает мяч одной или двумя
руками. Бросает мяч в горизонтальную цель. Скатывает мяч с горки. Умеет
подкидывать его вверх.
При еде удерживает ложку как
положено – между большим и указательным пальцами, самостоятельно ест из
тарелки, аккуратно, не обливаясь. Если до сих пор вилку не доверяли, то
может быстро научиться есть и вилкой. Во время еды свободно берет чашку,
пьет из нее, не расплескивая, и ставит ее на место (рис. 49).
Бытовые навыки. Начинает частично одеваться:
натягивает носки, тапки, шапку, рукавицы, обувь, иногда с небольшой
помощью взрослого. Может натянуть ботинок, но не всегда на нужную ногу.
Частично раздевается: снимает обувь, штаны, носки.
При умывании трет ладони, часть лица. Сам вытирается полотенцем.
С вашей помощью чистит зубы: вы
помогаете направить щетку и выдавить немного зубной пасты на нее.
Пользуется носовым платком при напоминании. Знает, где находится место
для одежды, обуви, посуды, игрушек.
Растет количество и качество выполнения
бытовых навыков. Легко поворачивает дверные ручки. Может вставить ключ в
дверную скважину (рис. 50).
Однако имеется опасное расхождение между новыми возможностями ребенка и отсутствием у него чувства опасности.
Контролирует физиологические потребности.
Остается сухим всю ночь, если его эффективно высаживали на горшок перед
сном. Ночью можно воспользоваться горшком в том случае, когда вы
заметите, что что ребенок во время сна крутится, всхлипывает и проч. Это
признаки позыва на мочеиспускание, поэтому можно помочь малышу
проснуться и высадить на горшок.
Однако нельзя высаживать на горшок спящего ребенка – так он привыкнет мочиться во сне.
Психическое развитиеИгра. Двухлетний ребенок может самостоятельно построить башню из шести-восьми кубиков (рис. 51). После показа взрослого – паровоз-поезд: несколько кубиков (не менее четырех) в ряд, но пока еще без трубы.
Собирает по вашему указаниюпирамидку по
убыванию размера из двух колец. Некоторые дети – из трех, еще реже из
четырех (пяти) колец разных величин (после показа). Если ребенок еще
этого не делает, то научите ребенка раскладывать снятые кольца справа от
стержня по порядку, с учетом размера, и затем брать эти кольца
поочередно и надевать их на стержень.
При игре с вкладышами, используя
знакомую доску, ребенок двух лет уже справляется со всем заданием,
правильно размещая на доске все три геометрические фигуры (круг,
треугольник, квадрат). Если у самого ребенка не получается, помогите
ему: на глазах у малыша, сопровождая свои действия словесными
комментариями, вложите фигуры обратно в соответствующие ячейки. Затем
выньте все три геометрические фигуры из ячеек и предложите ребенку найти
место на доске для каждой фигуры. Если у ребенка что-либо не
получается, помогите ему. После того как вы вместе с ним вложите все
фигуры, вновь выньте их из отверстий и предложите ребенку самостоятельно
выполнить задание. В возрасте двух лет результат может достигаться не
сразу, ребенок может делать около четырех ошибочных проб.
Если вы играли вместе с ребенком в складывание матрешек
(см. этап «1 год 3–6 месяцев»), то сейчас он уже умеет вкладывать одну
матрешку в другую. Поскольку малыш уже научился действовать с двумя
матрешками, предложите ему более сложный вариант, с тремя и более
матрешками. Сначала вынимаете и собираете все три матрешки, выстраиваете
их в ряд, подчеркиваете разницу в величине. Попросите ребенка показать,
где большая матрешка, где средняя, где маленькая. Затем собираете
матрешки вместе с ребенком: в среднюю прячется самая маленькая, теперь
осталось две матрешки (большая и поменьше), открываете большую матрешку и
прячете в ней среднюю. Постоянно подсказывайте ребенку: «Открой эту
матрешку, а теперь эту», «Как закрыть матрешки?», «Давай сделаем, чтобы
они стали красивыми, совместим рисунки», «Возьми большую матрешку, вложи
в нее среднюю» и т. д.
Двухлетнему ребенку нравятся куклы, умеющие
звучать. У новой куклы должны быть и волосы. Ребенок третьего года
жизни будет с удовольствием их расчесывать. Кукла с закрывающимися
глазами позволит малышу наполнить игру новым содержанием. Ведь именно на
третьем году жизни ребенок начинает брать на себя роль, а это
значит, что он изображает маму, доктора, шофера. Теперь для игры с
куклой малышу необходимы игрушечные кроватка, столик, стулья, посуда и
другие предметы.
Сюжетная игра. К двум годам в игре детей должно уже быть воспроизведение последовательности логически связанных действий, то есть сюжетная игра.
Малыш чаще всего выполняет два последовательных сюжетных действия с
игрушкой. Например, сначала купает куклу или мишку, затем вытирает;
сначала нагружает машину, а затем возит ее; сначала кормит куклу, а
затем моет и вытирает посуду (рис. 52).
Если вы не замечаете таких действий у ребенка, поиграйте с ним.
Игра-упражнение
Положите рядом с ребенком куклу, детскую
ванночку или другую достаточно большую емкость, полотенце или салфетку.
Скажите ребенку: «Кукла грязная». Ребенок сажает куклу в ванну, может
использовать кубик вместо мыла, трет куклу, затем вытирает полотенцем.
Ребенок сам планирует игровую
ситуацию после предъявления ограниченного количества игрового материала:
кормит куклу, если рядом тарелочка или миска; строит гараж, если рядом
кубики и машинка.
В игре использует предметы-заместители:
вместо тарелки – плоская коробка, вместо машинки – продолговатый предмет
из конструктора и т. д.
В играх продолжает подражать бытовым действиям взрослого.
Предпочитает играть рядом с другими детьми,
но большую часть времени пока еще не в общей игре (рис. 53). Появляется
параллельная игра – малыш смотрит, как играют другие, и играет в ту же
игру сам. Хотя иногда с удовольствием играет в догонялки со
сверстниками. Периодически эмоционально контактирует со сверстником:
привлекает внимание мимикой, жестами, возгласами, заглядыванием в глаза.
Начало
посещения детского сада в этом возрасте ничего не дает для развития
ребенка. Постоянное общение с другими детьми в условиях детского сада
становится полезным с 3 лет для девочек, с 3,5 лет для мальчиков.
Рисует.
Если уже имеет навык держания карандаша, то к двум годам может
повторить нарисованную вами горизонтальную или вертикальную линию, а
также закругленную линию. Учите ребенка называть то, что он рисует.
Любит сам рассматривать книги с каpтинками – аккуратно переворачивает по одной странице (рис. 54).
Общение (понимание речи, эмоции). Четко выполняет поручения (инструкции),
со стоящие из трех этапов (возьми чашку, пойди в кухню и поставь ее на
стол), требующие трех последовательных действий: во-первых, возьми
чашку, во-вторых, пойди в кухню и, в-третьих, поставь чашку на стол.
Половина детей в возрасте 23 месяцев
понимают значение слова «тяжелый»: из двух предметов одинакового
размера, но разного веса покажет вам или даст по вашей просьбе более
тяжелый.
Попросите показать на кукле нос, глаза,
уши, рот, руки, ноги, живот, волосы. К двум годам малыш должен правильно
показать шесть из восьми спрошенных частей тела.
В этом возрасте ребенок хорошо ориентируется в трех цветах.
Подбирает их по просьбе взрослого по образцу. Перед ребенком надо
положить 6 кубиков (по два кубика синего, красного, зеленого цветов).
Затем показать кубик красного цвета и сказать: «Дай мне кубик такого же
цвета. Красный кубик». Малыш даст красный кубик. Затем поменяйте
расположение кубиков и попросите кубик другого цвета.
Начинает называть некоторые цвета в ответ на вопрос: «Какого цвета этот кубик?»
Эмоции и общение становятся богаче:
сопереживает, сочувствует плачущему ребенку, пожилому человеку, бережно
относится к животным, растениям. Однако чаще всего это делает по примеру
взрослого, а по собственной инициативе редко. Улыбается, жестикулирует,
заглядывает в глаза, чтобы удержать внимание взрослого или другого
ребенка, ожидает похвалы. Может быть эмоционально сдержанным, способным
подождать немного (после объяснения взрослого). Спокойно относится к
указаниям: «собери игрушки», «это можно», «это нельзя». Понимает слова:
«хорошо», «плохо».
Вместе с тем остается непослушание, злится
при ограничении своих действий, в ответ на грубый тон взрослого. Может
упрямиться, кричать, капризничать, требуя недозволенного и настаивая на
своем. Для предотвращения истерик необходимо выполнять требования
воспитания, изложенные в предыдущих разделах по ключевому слову «запрет». Долго плачет при уходе мамы, при испуге, при обиде.
С интересом смотрит мультфильмы, детские телевизионные передачи.
Малыш понимает простой рассказ взрослого о
событиях, с которыми ребенок сталкивался ранее. Например, о том, что он
делал в этот день на прогулке или в гостях.
Понимает короткий рассказ по серии картинок
с незамысловатым сюжетом. Может ответить на вопросы взрослого,
касающиеся данного рассказа. Возьмите книгу с простой иллюстрированной
сказкой или простенький детский комикс. Рассказ по картинке
сопровождайте показом картинок и подробным объяснением сюжета этих
картинок. Обратите внимание ребенка на яркие детали (что надето на
герое, как его зовут и т. д.). После рассказа, показывая на детали
картинок, добейтесь от ребенка ответов на вопросы: кто изображен
на картинке? что он делает? где происходит действие? В этом возрасте
малыш может обозначить словами два-три действия.
Если выложить перед ребенком несколько картинок
с известными ему предметами, животными, то на вопрос взрослого «Где
кошка?» а затем на вопрос «Где собака?» и т. д. к двум годам правильно
покажет почти все известные ему объекты.
Активная речьПокажите
ребенку несколько хорошо знакомых предметов: бутылочку, куклу, ботинок,
машину, мяч, чашку. Каждый раз спрашивайте, как называется предмет
(«Что это?»). К двум годам называет 4–5 объектов, причем делает как по
просьбе, так и самостоятельно.
Таким же образом при показефотографий, на
которых в группе с другими людьми изображены родители или другие
близкие, не только узнает и находит их среди других, но и называет их.
В два года активный словарный запас
насчитывает не менее 40 слов (30 – у мальчиков, 50 – у девочек). В
большинстве случаев намного больше (не сосчитать). Вообще, до трех лет у
здоровых детей отмечается большой разброс в темпах развития речи:
разный словарный запас, степень коверканья слов, разная скорость
освоения фразовой речи и правильности построения предложений. Но каждый
ребенок к двум годам должен знать названия и называть некоторых
животных, некоторые предметы быта, одежды, посуды. Должен знать и
называть имена родителей, близких взрослых, знакомых детей.
Облегченные слова заменяются правильными.
Дает оценку себе: «хороший», «большой», «красивый». Говорит: «до
свидания», «пока», «спасибо», «здравствуйте» в индивидуальном
произношении, то есть не так четко и правильно, как это делает взрослый.
Называет свое имя. При разговоре называет себя пока еще в третьем лице: вместо «я пошел» – «Саша пошел».
При обращении с просьбой все чаще произносит фразы из двух слов. Начинает говорить фразами (предложениями)
и из трех слов. Например, «Я хочу гулять». Употребляет в речи
прилагательные, а также местоимения: я, меня, ты. Достаточно понятно для
родителей выражает свои потребности с помощью речи.
Может рассказать в двух-трех предложениях о том, что видит в данный момент.
Начинает задавать вопросы, в том числе первые вопросы о названиях предметов и людей: «Что это?», «Кто это?»
|