Двигательное развитиеЛежа на спине, поднимает руки вперед (с 2 месяцев) и вверх – выше плеч (в 2,5 месяца). Ладони чаще раскрыты, реже – сжаты в кулаки.
В положении на животе произошли
определенные изменения. Ягодицы плоские, а не приподняты кверху, как в
возрасте 1 месяца. Ребенок опирается на предплечья (часть руки между
кистью и локтевым суставом). Именно за счет опоры на предплечья к 3,5
месяца малыш может поднимать голову почти до угла в 90 градусов, держать
ее прямо и пытаться смотреть перед собой, а пальцами делать попытки
царапать поверхность перед собой (рис. 5).
Постепенно ребенок начинает поворачиваться
со спины на бок. Если он не делает это самостоятельно, поиграйте и
помогите ему. Показывайте малышу яркие предметы или звучащие игрушки
немного в стороне, но в пределах края зрения ребенка. Ребенок повернет
голову, а вслед за головой развернет сначала плечи, а затем и туловище.
Некоторые дети могут перекатываться и с живота на спину.
Тест
Тяните ребенка из положения лежа в
положение сидя. Поместите свои большие пальцы поперек ладоней ребенка и
захватите своими кистями его руки. При таком подтягивании в 2,5 месяца
ребенок только немного запрокидывает голову назад (рис. 6).
В
3 месяца значительная часть детей держат голову несколько лучше, чем
изображено на рисунке, а именно по оси тела. Переведенный в положение сидя, ребенок держит голову прямо несколько секунд, перед тем как она заваливается вперед. Спина еще круглая (рис. 7).
Находясь на руках у взрослого в вертикальном положении, ребенок достаточно хорошо держит голову и туловище.
Тест
Если поставить ребенка ногами на
твердую поверхность и поддерживать под мышки, то он может периодически
по несколько секунд упираться в нее ногами. Но ноги пока что еще согнуты
в коленных и тазобедренных суставах. Использовать это моторное умение
ребенка в качестве физического упражнения не следует, потому что
опорно-двигательный аппарат еще не готов к стоянию и ходьбе.
Внимание!
Если ребенок при этом тесте сильно
упирается выпрямленными ногами, становится на носки, а при наклоне
верхней части тела вперед делает повторные и быстрые шаговые движения,
необходимо немедленно обращаться к детскому неврологу.
Такое стояние и походка не являются
признаками ускоренного развития ребенка. Наоборот, это признак
отставания и поражения мозга. Ведь такое «стояние» и «хождение» являются
нормальными только для первых недель жизни. Это так называемая
автоматизированная походка новорожденного, доставшаяся нам еще от
обезьян. Некоторые модные методики ускоренного развития детей
злоупотребляют этим и другими «обезьяньими» рефлексами. Их авторы
утверждают, что дети с рождения уже умеют ходить и ползать. Не обладая
необходимыми научными знаниями, они не понимают, что эти рефлексы лишь
внешне напоминают настоящие двигательные акты человека.
В этот период становятся разнообразными мелкие движения рук, можно даже говорить о сознательности многих движений.
К 2,5–3 месяцам малыш не только тянет руки в
рот и сосет палец, но и потирает ими глаза, теребит свою одежду,
перебирает пальцами край пеленки или одеяла, ковыряется в одежде.
Ребенок часто рассматривает свои ручки. С 3,5 месяца сводит кисти вместе
и играет своими пальчиками. Ближе к 4 месяцам прижимает ладошки одну к
другой, а затем разводит их (рис. 8).
Тест-игра
При появлении в поле зрения ребенка яркой и
тем более новой игрушки можно наблюдать движения обеих рук в
направлении этой игрушки с попыткой ее потрогать и захватить. Так
проявляется хватательная функция.
Тест-игра-упражнение
Дайте возможность ребенку совершать как
можно больше ощупывающих движений руками. Одновременно ребенок должен
видеть предмет, который он ощупывает. Для этого вложите в руку ребенка
предмет и привлеките его зрительное внимание к этому предмету. Форма,
величина, фактура таких предметов должна быть разнообразной, но удобной
для захватывания. Все время разговаривайте с ребенком, называйте свои
действия. Ближе к 4 месяцам наряду с названием действий произносите и те
звуки, которые слышали ранее от малыша: «абу», «агу», «бу-бу», «а-а-а»,
«о-о», «га-га» и т. п. Это будет способствовать развитию речи малыша.
Продолжайте использовать
специальное коромысло-трапецию-турничок с игрушками, прикрепляемое к
кроватке или манежу. С возрастом меняется использование этих игрушек. От
простого разглядывания (в 1 месяц) и касания (в 2 месяца) ребенок с 3
месяцев переходит к захвату игрушки. Расстояние до игрушки – вытянутые
руки ребенка или ниже. Качающиеся игрушки хватать трудно: они
отталкиваются от рук ребенка, – поэтому они начинают его раздражать.
Игрушки должны быть хорошо зафиксированы и почти неподвижны. Если они
подвижны, то должны быть хотя бы удобны для захвата, поэтому не надо
подвешивать шары, гладкие округлые предметы и т. д. Лучше подвешивать
кольца, колокольчики и т. д. Еще до того, как ребенок научится хорошо
захватывать игрушку и тянуть ее в рот, надо позаботиться о безопасности
малыша. Перекладина (коромысло) должна быть надежно прикреплена к
кроватке или манежу, чтобы ребенок не стянул ее на себя вместе с
игрушкой. Сама игрушка должна быть достаточно крупной и надежно
фиксированной к коромыслу, чтобы ребенок не мог ее проглотить. В 3
месяца ребенок уже сознательно бьет ручками по висящим игрушкам. Если
игрушки подвешены на разных уровнях, то ребенок сознательно бьет по
нижним игрушкам, потом останавливается и наблюдает, как двигаются и
издают звук игрушки, подвешенные вверху.
Полезно также приобрести специальный
развивающий коврик с неровностями и пришитыми к нему предметами для их
захвата и ощупывания ребенком, лежащим на животе.
Во время кормления малыш начинает придерживать своими руками бутылочку или грудь матери.
В возрасте 3–4 месяцев у здорового ребенка
во время активного бодрствования иногда может наблюдаться беспокойство
языка: его периодическое высовывание, движения вперед и назад.
Внимание!
Если подобное беспокойство остается и при
приеме пищи и тем более мешает еде или сопровождается другими
отклонениями в развитии, необходимо обратиться к неврологу.
Психическое развитиеЗрение. Малыш самостоятельно фиксиpует взгляд
сначала на находящихся вблизи неподвижных предметах, позднее
рассматривает предметы в комнате. Несколько минут он может рассматривать
один объект, переводит взгляд с одного предмета на другой.
Фиксирует взгляд на вашем лице, когда
кто-нибудь другой держит ребенка на руках в вертикальном положении
напротив вас. Вспомните, что в 1–2 месяца ребенок мог фиксировать взгляд
на вашем лице только в положении лежа. Четкая и устойчивая реакция
«глаза в глаза» при кормлении грудью или общении со взрослым.
Следит взглядом за перемещениями и крупными
движениями взрослых, попавших в ближнее поле зрения ребенка, смотрит
вслед уходящему.
Тест
Ребенок уверенно npослеживает глазами и
поворотом головы за тем, как вы перемещаете игрушку по всем
направлениям: не только горизонтально – вправо-влево, но и вертикально –
вверх-вниз. Расстояние до яркой игрушки, за которой может следить
взглядом, увеличивается до двух метров.
Сходящееся косоглазие
проявляется все реже и реже – только при очень близком рассматривании
предмета. При сходящемся косоглазии линии взгляда и зрачки расположены
не параллельно, а смещены внутрь – к средней линии лица. То есть при
этом ребенок «косит» к носу.
Внимание!
Косоглазие только со стороны одного глаза
(больной глаз может косить то внутрь, то наружу) или стойкое
двухстороннее сходящееся косоглазие при взгляде вдаль является
основанием для визита к окулисту.
К концу 3-го месяца жизни появляется так называемый комплекс оживления
– позитивная эмоциональная реакция ребенка в ответ на ласковое
обращение к нему взрослого. Для того чтобы вызвать этот комплекс, надо
наклониться над лежащим на спине бодрствующим ребенком так, чтобы он
зафиксировал взгляд на вашем лице. Минуту-другую ласково разговаривайте с
ребенком и улыбайтесь. Вначале ребенок будет присматриваться и
прислушиваться, а затем он улыбнется, задвигает ручками и ножками и
даже, возможно, произнесет несколько коротких звуков.
Слух.
Если мать или хорошо знакомый человек подходит сзади к ребенку,
лежащему или находящемуся на руках, и заговаривает с ним, находясь вне
поля его зрения, то малыш поворачивает глаза или голову в сторону
говорящего и иногда находит его своим взглядом (рис. 9).
В этом возрасте ребенок часто отвечает улыбкой на разговор, начинает отличать по внешнему виду ухаживающего за ним взрослого, мать от других:
улыбается ей больше, чем другому взрослому. Если к кроватке ребенка
подходит мать и наклоняется над ним, он смотрит на нее внимательно и
выжидающе. При ее разговоре с ребенком тот радостно улыбается, иногда
гулит. Если подходит малознакомый взрослый, малыш смотрит на него
спокойно, без улыбки. Если тот молчит, то ребенок переводит взгляд в
сторону. Если мать уходит и сразу после матери к ребенку наклоняется
«чужой», ребенок выражает недовольство, не сразу переводит взгляд на
«чужого».
Некоторые дети уже по достижении 3 месяцев начинают различать интонации
голоса и по-разному на них реагировать. Если с ребенком говорят
ласково, то он улыбается и оживляется. В случае упрека, раздраженного
голоса появляется отрицательная реакция.
Предречевое развитиеИнтонации
и различия крика, описанные на этапах 1 и 2 месяцев, становятся ярче
выраженными и лучше различаются не только матерью, но и другими
близкими. Звуковое выражение эмоции недовольства созревает и становится
более развитым – вместо крика чаще отмечается хныканье и плач. В отличие
от крика, эти звуки прерывисты и в меньшей степени сопровождаются
двигательным беспокойством.
Ребенок начинает смеяться и повизгивать в
ответ на радостное общение взрослого с ним: заигрывание, щекотание шеи
или груди и т. д.
Во время комплекса оживления при
заигрывании взрослого и во время комфортного бодрствования после еды
характерны агуканье или гуление. При гулении продолжают преобладать
гласные звуки, но все чаще в сочетании с нечетко произносимыми
согласными: «б-у», «в-и», «а-а-бм-бм», «бль», «у-гу», «бу» и т. д.
|