Двигательное развитиеК 9 месяцам малыш не только уверенно садится, но и из положения сидя может самостоятельно лечь. Хорошо встает, держась за мебель или окружающие предметы, стоит, опять садится. Ходит,
придерживаясь одной рукой за барьер манежа или хватаясь за подходящие
для захвата части окружающей мебели. Такую ходьбу можно наблюдать у
половины детей в возрасте 9,5 месяца. Рукой держится за предмет, а не
опирается на нее. Идет вполоборота приставным или чередующимся шагом.
Если мебель, служащая опорой, вдруг прерывается, а следующая, удобная
для захвата деталь мебели находится на расстоянии 30–40 см, то ребенок
перемещается от опоры до опоры приставными шагами. При этом одной рукой
держится за предыдущую опору, а другой хватается за новый предмет.
Уверенно ходит при поддержке взрослого за обе руки.
Некоторые здоровые дети не спешат переходить в вертикальное положение. В этом случае в данном возрасте они хорошо ползают, подтягиваясь вперед руками, и осваивают передвижение на четвереньках, хотя еще не могут отрывать от пола живот.
Психическое развитиеРебенок любит рассматривать фотографии и находить знакомые лица. Если он видит фотографию матери, то радостно смеется и трогает ее.
Мелкая моторика и игра. Начинает
брать маленькие предметы преимущественно большим и указательным пальцами
– захват «пинцетом». (Вспомним, что ранее малыш делал это кистью с
равномерным использованием всех пальцев.) Пальцы не согнуты возле
подушечек, а пока еще неудобно вытянуты (рис. 28). Благодаря этому
пинцетообразному захвату ребенок может даже поломать хрупкие предметы.
По сравнению с этапами «7 месяцев» и «8 месяцев» малыш может аккуратнее
разрывать небольшие листы бумаги на еще более мелкие кусочки. Таким
образом, с 8-10 месяцев у ребенка интенсивно работает не только большой
палец руки, но и указательный. Дети начинают выполнять и другие более
тонкие движения. Чтобы развить моторику пальцев, малышу дают коробочки,
которые открываются сбоку, сверху, путем проталкивания. Коробочки могут
быть разной формы: круглые, квадратные, продолговатые, треугольные.
Ребенок самостоятельно снимает с них крышки, но закрыть может лишь те
коробочки, к которым крышки прикреплены, т. е. зафиксированы. Ребенок
кладет предметы в коробку, затем вновь их оттуда вынимает. Может пальцем
проковырять дырочку в стенке картонной коробки. Малышу остаются
интересными и игрушки с подвижными деталями, например с колесами или
рычажками.
Действия с игрушками и различными предметами, описанные в предыдущем этапе, ребенок выполняет с большей активностью и самостоятельностью.
Держа по кубику в каждой руке, иногда ударяет или постукивает ими друг о друга по несколько раз.
Купить игрушки.
Кроме кубиков, которые у ребенка должны быть уже с 5 месяцев, ему
необходимы пирамидки и различные геометрические фигуры, а также
корзинки, коробочки и прочие пластиковые или деревянные предметы, годные
для всевозможных нанизываний, сопоставлений, вставлений, погружений и
прочих конструкторских действий для развития координации тонких
движений. Первую пирамидку ребенку купите покрупнее. Безопасный (т. е.
тупой и толстый) стержень пирамидки должен быть зафиксирован на широкой
базовой части. На первой пирамидке достаточно иметь 2-3-4 крупных кольца
или фигурных секций, которые свободно нанизываются на стержень. Не
забудьте и о таком важном предмете, как надувной шар, ведь интересная
траектория его полета надолго заинтересует ребенка.
Однако не спешите давать ребенку
дорогостоящие игрушки, которые он не может ни разобрать, ни собрать.
Постарайтесь учесть, что ваш юный отпрыск еще не умеет играть с
образными игрушками: куклами, машинами и т. п. Дитя не выстраивает
сюжет, например «кукла кушает» или «мишка купается». Малыш осваивает их
физически, накапливая практический опыт действий с предметами. Ребенка
увлекает сам процесс воздействия предметом на предмет. Поэтому не
удивляйтесь тому, что малыш безжалостно отрывает колеса у дорогого
самосвала, разбирает по частям сверкающий вездеход или возит по полу
куклу за ногу, наблюдая, как хлопают ее глазки. Ему хочется все
разобрать на части, потому что именно так малыш познает зависимости
формы, величины, массы, а также изменения, связанные с положением
предметов в пространстве. Рассчитывать же на сюжетную игру крохи пока
еще слишком рано.
Если вы хотите, чтобы ребенок в возрасте
9-12 месяцев не разбрасывал игрушки, не ломал их, а самостоятельно
играл, необходимо в этот момент окружить его игрушками, действиям с
которыми его обучали. Большую ошибку допускают родители, которые
вываливают около ребенка все его игрушки.
Очень важно правильно организовывать
активное бодрствование ребенка: удобно одеть, предоставить ему место для
игры, обеспечить игрушками. Отвлекают от игры и утомляют малыша шум,
громкий разговор, громкая музыка, резкие звуки. Только в тихой
обстановке малыш слышит речь взрослых, слышит сам себя, свои звуки.
Отрицательно влияет на поведение, быстро утомляет и нарушает игру
недостаточное освещение, полумрак или, наоборот, слишком яркий свет.
Ребенок остается бездеятельным, вялым, если бодрствует в душном, слишком
теплом помещении. Также вредно и для активности ребенка, и для его
здорового сна пребывание во время бодрствования в спальной одежде,
особенно в постели. Необходимо разделять обстановку сна и активного
бодрствования.
Понимание речи. Если вы обучили ребенка (см. этап «8 месяцев»), то он уже освоил заученные движения.
Например, помахать ручкой («до свидания»), дать ручку («здравствуй»)
или игру вроде «ладушек-ладушек». Ребенок уже должен понимать значение
этих ваших слов. Поэтому для выполнения хорошо заученного движения
должно быть достаточно словесного выражения вашей просьбы, без вашей
подсказки в виде жестов.
Малыш начинает выполнять и другие простые команды,
например «Дай маме ложку». Однако в начале обучения такая инструкция
ребенком выполняется только в том случае, когда ребенок в это время
смотрит на ложку, а также если мама подкрепляет свою просьбу жестом:
показывает на ложку протянутой рукой. Нужно еще два-три месяца, чтобы
ребенок быстро научился усваивать и запоминать значение слов, то есть
по-настоящему понимать речь.
Иногда малыш сам активно использует заученные движения в виде жестов
– машет рукой «До свидания!» в ответ на прощание взрослого. Таким
образом, параллельно с развитием речи развивается и совершенствуется
общение с использованием жестов.
Быстро реагирует на свое имя. На чужое имя не отзывается или ищет взглядом, кого же назвали.
На вопрос «Где?»: «Где мишка?», «Где лампа?» может найти названный объект.
В отличие от предыдущих этапов, когда малыш мог найти только тот
предмет, который всегда находился в определенном месте, теперь он может
обнаружить его даже на непостоянном месте. Если предмет хорошо знаком
ребенку, может найти его не только взглядом. Например, в ответ на вопрос
«Где мишка?» малыш может вытащить игрушечного медведя из множества
других игрушек и дать его вам.
Появляются первые признаки понимания запрета.
В целом запрет игнорируется, но определенная реакция торможения при
слове «нет» или «нельзя» наблюдается. Ребенок останавливается на
секунду, а затем снова возвращается к своему занятию. Ради блага ребенка
в опасных ситуациях необходимо громко и строго говорить: «Нельзя!»
Запрет нужно подтверждать мимикой (хмурое выражение лица) и жестами
(сердито качать головой, указательным пальцем). Если ребенок продолжает
опасно шалить, то необходимо перенести его на другое место, забрать у
него опасный предмет и т. д. Необходимо определить всеми членами семьи,
что разрешено ребенку, а что запрещается. Все родители и близкие должны
согласовать между собой, когда говорить «Нельзя!» и когда «Да, можно!».
Если вы уже обучали ребенка «речи животных»
(см. этап «8 месяцев»), то при прогулке на улице укажите на собаку и
спросите: «Как гавкает собака?» Ребенок ответит: «Ав-ав». Если сразу не
ответит, то подскажите ребенку: «Ав-ав», – а затем опять переспросите
его. Аналогично при показе на картинке знакомой ребенку коровы спросите:
«Как мычит коровка?» Ребенок уже может пальцем тыкать в коровку и гордо
отвечать: «Му-у».
Речевое развитиеЛепет остается основной речью ребенка, которой он активно выражает свои потребности и эмоции.
Но в этом возрасте малыш должен уметь повторять за вами известные ему слоги.
Если он испытывает трудности, потренируйте его. Для этого сядьте
напротив ребенка, эмоционально обращайтесь к нему по имени. Четко,
раздельно, с небольшими паузами произносите слоги, которые ребенок ранее
сам произносил. Ребенок подражает отдельным звукам и общей интонации
вашей речи.
Некоторые дети могут повторять за взрослым новые, ранее не произносимые им слоги. При этом ребенок, слушая взрослого, внимательно следит за движениями его губ.
Из знакомых слогов «ма», «ба», «па» и
других формируются первые лепетные слова из двух одинаковых слогов:
«ма-ма», «ба-ба», «папа». Однако малыш адресует их всем, а не только
конкретным родителям. Чтобы ускорить правильное использование этих слов,
можно применить упражнение.
Игра-упражнение
Когда ребенок говорит «ба-ба-ба» или
«па-па», то, повторяя за ним «ба-ба» или «па-па», показывайте на бабушку
или папу и спрашивайте: «Где баба?» или «Где папа?» Если ребенок
смотрит на того, кто ему назван, то радуйтесь вместе с ним, хлопайте в
ладоши, поцелуйте его и т. д. Если ребенок еще не произносит этих слов,
то можно вступать с ним в перекличку во время его лепета (см. этап «7
месяцев») и пытаться вызывать у него подражание с произнесением этих
первых лепетных слов («ма-ма», «ба-ба», «па-па»). Слоги и слова надо
произносить медленно и четко.
Первыми словами ребенка, кроме
обозначения близких людей, скорее всего, не будут те, что обозначают
требования (типа «дай»). Чаще дети начинают произносить слова, которыми
мама сопровождает привычные действия.
Начиная с 9 месяцев речевое развитие разных
детей начинает все больше и больше отличаться. Одни долго и много
лепечут, но слова появляются только после 12 месяцев. У других детей
слова появляются уже в 10–11 месяцев. Но перед ранним появлением первых
слов у таких детей нередко отмечается недолгий период относительного
молчания – ребенок лепечет меньше и менее разнообразно, однако этот
лепет все больше напоминает слова.
Внимание!
Раннее уменьшение лепета (еще с 7–8
месяцев), с почти полным молчанием и отсутствием появления первых слов к
11–12 месяцам, может быть признаком патологии речевого центра и требует
обращения к неврологу и логопеду, специализирующемуся по доречевому
развитию.
|