Цель: совершенствовать навык чтения слогов с буквами
Уу, Юю.
Задачи: способствовать формированию у детей интереса к
чтению; рассказать, как правильно собирать грибы; способствовать развитию
познавательных психических процессов - внимания, мышления, речи,
фонематического слуха; совершенствовать навык чтения слогов с буквами Уу, Юю в
различных ударных позициях.
Оборудование: звуковые кубики, предметные картинки,
набор карточек.
Ход занятия
1. Чтение трехсложных слов.
- Сегодня мы отправляемся на прогулку в лес.
Показать сюжетную картинку, на которой нарисованы
персонажи, гуляющие в лесу. Поговорить о том, что видят дети на картинке.
-Поиграем в игру, которая называется «Сестрёнки и братишки».
Перед вами на столе кубики. Разложите их на четыре
группы.
В одну группу выложите кубики со слогами с буквой У,
где согласные звуки звонкие: МУ, РУ, ВУ, ГУ, ДУ, БУ, ЗУ, ЛУ, НУ.
В другую - кубики со слогами с буквой У, где согласные
звуки глухие: ПУ, ФУ, КУ, ТУ, СУ. Эти две группы - «братишки», они
произносятся твердо.
В третью положите кубики со слогами с буквой Ю, где согласные
звуки звонкие: БЮ, ВЮ, ПО, ДЮ, ЗЮ.
В четвертую - кубики со слогами с буквой Ю, где
согласные звуки глухие: ПЮ, ФЮ, КЮ, ТЮ.
Это - «сестрёнки», они произносятся мягко. / У каждого
«братика» У есть «сестрёнка» Ю, а фамилия у них: УЮ или УЮ.
У «братика» ДУ есть две «сестрёнки». Где будем их
искать: в звонких или глухих звуках? (В звонких, так как слог ДУ -звонкий.) , ,
- Прочитайте, какая у них фамилия. («дюДУдю».)
-Найдите всем «братикам» их «сестрёнок», а «сестрёнкам» - «братиков».
У «сестрёнки» БЮ два «братика»: БУ. Где будем их
искать? Ответы детей.
- Прочитайте, какая у них фамилия. («БУбюБУ».) Дети
прочитывают все «фамилии».
2. Работа над развитием фонематического слуха.
-Как называют человека, который собирает в лесу грибы?
(Грибник.)
- В слове «грибник» есть звук [н']. Где он находится:
в начале, середине или в конце слова? (В середине.)
- А какой это звук: гласный или согласный? (Согласный.)
- Этот звук твёрдый или мягкий? (Мягкий.)
-Хлопните в ладоши столько раз, сколько частей в слове
«грибник».
Дети хлопают в ладоши два раза.
- Так сколько частей в слове «грибник»? (Две.)
- Определите ударный звук. Позовите грибника:
«Грибни-и-ик, иди к нам!».
Дети повторяют.
- Какой звук мы говорим протяжно, выделяя голосом?
(Звук [и]. Он ударный.)
- Отгадайте загадку:
Маленький, удаленький, Сквозь землю прошёл, Красну
шапочку нашёл.
Педагог демонстрирует изображения разных грибов.
- Посмотрите, какие красивые грибы собрал грибник! О
каком грибочке эта загадка?
Стоял на белой крепкой ножке, Теперь лежит в моём
лукошке.
Показ рисунка с изображением белого гриба, или
боровика.
-В слове «гриб» есть звук [р']. Где он находится: в
начале, середине или в конце слова? (В середине.)
-А какой это звук: гласный или согласный, твёрдый или
мягкий? (Согласный (произносится с трудом, мешает язык), мягкий (гласный [и]
говорит о мягкости согласного в слиянии).)
- Хлопните в ладоши столько раз, сколько частей в
слове «гриб».
Дети хлопают в ладоши один раз.
- Сколько же частей в слове «гриб»? (Одна.)
- Сколько гласных в слове «гриб»? (Одна.) -Определите
ударный звук. Позовите гриб: «Гри-и-иб[п],
иди к нам в лукошко!».
Дети повторяют.
- Какой звук мы говорим протяжно, выделяя голосом?
(Звук [и]. Он ударный.)
- А теперь отгадайте загадку про гриб, который мы не
возьмём в своё лукошко:
Он в лесу стоял, Никто его не брал. В красной шапке
модной Никуда не годный.
Показ рисунка с изображением мухомора.
-В слове «мухомор» два раза встречается звук [м]. Где
он находится: в начале, середине или в конце слова? (В начале и в середине.)
-А какой это звук: гласный или согласный, твёрдый или
мягкий? (Согласный (произносится с трудом, мешают губы), твёрдый.)
-Хлопните в ладоши столько раз, сколько в этом слове
частей.
Дети хлопают в ладоши три раза.
- Сколько же частей в слове «мухомор»? (Три.)
- Сколько гласных в слове «мухомор»? (Три.)
- Определите ударный звук. Позовите мухомор:
«Мухо[а]мо-о-ор, покажись!».
Дети произносят.
- Какой звук мы говорим протяжно, выделяя голосом,
-[а] или [о]? (Звук [о]. Он ударный.)
-А сейчас - задание «Съедобные и несъедобные грибы».
Разделите слова на две группы.
На карточках напечатаны слова, дети читают их и раскладывают
по группам:
БОРОВИК, ШАМПИНЬОН, МУХОМОР, ЛИСИЧКИ, ПОДОСИНОВИК,
ПОДБЕРЁЗОВИК, ПОГАНКА.
- А ведь в лесу есть не только грибы, но и ягоды.
Отгадайте загадку:
Бусы красные висят, Из кустов на нас глядят. Очень
любят бусы эти Дети, птицы и медведи.
Педагог демонстрирует рисунок с изображением ягод малины.
- Малина - это «ягода». В слове «ягода» есть «хитрая»
буква Я. Как вы думаете, почему эта буква «хитрая»?
Предположения детей.
-Когда эта буква стоит самая первая в слове, мы слышим
сразу два звука [й'а]. Звук [й'] - согласный, он произносится отрывисто. Звук
[а] - гласный. Произносится легко, поётся.
-Хлопните в ладоши столько раз, сколько частей в слове
«ягода».
Дети хлопают в ладоши три раза.
- Так сколько же частей в слове «ягода»? (Три.)
-Определите ударный звук. Позовите ягоду: «Я[й'а]-а-а-
го[а]да, покажись!».
Дети произносят.
- Какой звук мы говорим протяжно, выделяя голосом?
(Звук [а]. Он ударный.)
3. Игровая часть (развиваем мышление, фонематический
слух, пространственные представления).
- К нам на занятие прилетел еще один житель другой
планеты (инопланетянин). Он, как и остальные, умеет читать, но не умеет
разговаривать. Хотите узнать, как его зовут? Возьмите два кубика со слогами ФУ
и СЯ.
Дети выполняют.
- Прочитайте слово так, чтобы ударным был слог ФУ.
Дети произносят: «ФУся».
-А теперь прочитайте слово так, чтобы ударным был слог
СЯ.
Дети произносят: «ФуСЯ».
- Прочитайте ещё раз, как зовут нашего гостя. Дети
читают: «ФУся!» и «ФуСЯ!».
-Познакомьтесь с ним, выложите кубиками свои имена, а
наш гость прочитает их.
Дети под руководством педагога выкладывают при помощи
кубиков каждый своё имя.
- А вот ещё одно задание нашего гостя.
Педагог раздаёт каждому ребёнку лист с заданием.
-Нарисуйте в каждой фигуре стрелку, как показано на образце:
 
Оценивается
результативность
- число правильно выполненных элементов.
4. Итог занятия.
- Что нового узнали?
- Что интересного было на занятии? |