Цель: научить читать слоги с буквой Юю.
Львёнок
Тигрёнок
Лисёнок
Лосиха Львица Зайчиха Лиса
Белка Медведица
Медвежонок Зайчонок Бельчонок^ Лосёнок
Тигрица
Задачи: способствовать формированию у детей интереса к
чтению, правильного отношения к объектам живой природы; способствовать
развитию познавательных психических процессов — внимания, мышления, речи,
фонематического слуха; учить детей читать слоги с буквой Юю в различных ударных
позициях.
Оборудование: звуковые кубики, предметные картинки,
набор карточек.
Ход занятия
1. Чтение трехсложных слов.
- Продолжаем наше путешествие. Сегодня нас ждут
встречи с забавными животными зоопарка.
Педагог берёт маленький кубик, где написаны все
гласные, образующие два звука, и, поворачивая, произносит протяжно все звуки.
- Давайте найдём кубик с буквой Юю. Поставьте его на
полочку.
Дети выполняют.
- А теперь выложите на полочку по три кубика со
слогами с этой буквой — это вагончики.
Дети выкладывают на полочку через небольшие промежутки
по три кубика.
-Звуки мы произносим и слышим, а буквы - видим и пишем.
Чтобы поезд набрал хорошую скорость, вы должны прочитать названия всех
вагончиков. Если ударение падает на первый слог, проговаривайте его протяжно, а
безударные слоги говорите коротко.
Дети читают необычные трехсложные слова, где все буквы
«дружат» с буквой Ю, голосом выделяют ударные слоги. Они выделены жирным
шрифтом.
ВЮКЮЗЮ - ВЮКЮЗЮ - ВЮКЮЗЮ - ДЮСЮГЮ -
- ДЮСЮГЮ - ДЮСЮГЮ - НЮБЮРЮ - НЮБЮРЮ -
- НЮБЮРЮ - ВЮЛЮПЮ - ВЮЛЮПЮ- ВЮЛЮПЮ
2. Работа над развитием фонематического слуха.
- Скажите, чем отличается зверинец от зоопарка? (В
зверинце животные содержатся в клетках, а в зоопарке - в вольерах, где
свободно гуляют.)
— Кто это важно вышагивает? Отгадайте:
Зверь я горбатый, А нравлюсь ребятам.
Педагог демонстрирует предметную картинку с изображением
верблюда.
- В слове «верблюд» есть звук [в']. Где он находится:
в начале, середине или в конце слова? (В начале.)
-А какой это звук: гласный или согласный? (Согласный:
произносится с трудом, мешают губы и зубы.)
- Твёрдый или мягкий? (Мягкий.)
-Хлопните в ладоши столько раз, сколько частей в слове
«верблюд».
Дети хлопают в ладоши два раза.
- Так сколько частей в рлове «верблюд»? (Две.)
- Сколько гласных в слове «верблюд»? (Две.)
- Определите ударный звук. Позовите верблюда:
«Ве[и]рблю-у-уд[т], иди к нам!».
Дети повторяют.
- Какой звук мы говорим протяжно, выделяя голосом?
(Звук [у]. Он обозначается буквой ю. Он ударный.)
- А это кто? Отгадайте:
Ты узнать меня сумей-ка, Я - лошадка с длинной шейкой.
Ты, дружок, конечно, прав, Понял ты, что я ... (жираф).
Педагог демонстрирует предметную картинку с
изображением жирафа.
-В слове «жираф» есть звук [ф]. Где он находится: в
начале, середине или в конце слова? (В конце.)
- А какой это звук: гласный или согласный? (Согласный.
Произносится с трудом, мешают губы и зубы.)
- Твёрдый или мягкий? (Твердый.)
-Хлопните в ладоши столько раз, сколько частей в слове
«жираф».
Дети хлопают в ладоши два раза.
- Сколько же частей в слове «жираф»? (Две.)
- Сколько гласных в слове «жираф»? (Две.)
- Определите ударный звук. Позовите жирафа:
«Жира-а-аф, иди к нам!».
Дети повторяют.
-Какой звук мы говорим протяжно, выделяя голосом, —
[и] или [а]? (Звук [а]. Он ударный.)
- А это кто? Отгадайте загадку:
Педагог демонстрирует предметную картинку с изображением
крокодила.
- В слове «крокодил» есть звук [л]. Где он находится:
в начале, середине или в конце слова? (В конце.)
По реке плывёт бревно.
Ох, и злющее оно!
Тем, кто в речку угодил,
Нос откусит ... (крокодил).
-А какой это звук: гласный или согласный, твёрдый или
мягкий? (Согласный (произносится с трудом, мешают язык и зубы), твёрдый.)
-Хлопните в ладоши столько раз, сколько частей в слове
«крокодил».
Дети хлопают в ладоши три раза.
- Так сколько частей в слове «крокодил»? (Три.)
- Сколько гласных в слове «крокодил»? (Три.)
- Определите ударный звук. Позовите:
«Кро[а]ко[а]ди-и-ил, иди к нам!».
Дети повторяют.
- Какой звук мы говорим протяжно, выделяя голосом?
(Звук [и]. Он ударный.)
- А это кто, ты знаешь?
Живёт спокойно, не спешит, На всякий случай носит щит.
Под ним, не зная страха, Гуляет ... (черепаха).
Педагог демонстрирует предметную картинку с изображением
черепахи.
— В слове «черепаха» есть звук [ч].
-Где он находится: в начале, середине или в конце
слова? (Вначале.)
-А какой это звук: гласный или согласный, твёрдый или
мягкий? (Согласный (произносится с трудом, мешают зубы), мягкий.)
-Хлопните в ладоши столько раз, сколько частей в слове
«черепаха».
Дети хлопают в ладоши четыре раза.
- Сколько же частей в слове «черепаха»? С~1етыре.)
- Сколько гласных в слове «черепаха»? (Четыре.)
- Определите ударный звук. Позовите:
«Че[и]ре[и]па-а-а-ха, иди к нам!».
Дети повторяют.
- Какой звук мы говорим протяжно, выделяя голосом?
(Звук [а]. Он ударный.)
3. Игровая часть (развиваем мышление, внимание, воображение).
- К нам на занятие прилетели еще два жителя другой
планеты (инопланетяне).
Педагог демонстрирует картинку с изображением инопла-
нетян.
- Они тоже умеют читать, но не умеют разговаривать.
Хотите с ними познакомиться, узнать их имена? Сначала узнаем, как зовут одного
из них. Возьмите два кубика со слогами МЯ и КЯ.
Дети выполняют.
- Определите, сколько частей в слове. Дети хлопают в
ладоши.
- Сколько раз хлопнули в ладоши? (Два.)
- Значит, в имени одного из наших гостей две части.
Определите ударный звук. Позовите: «Мя-[а]-[а]кя[а], иди к нам!».
Дети повторяют.
-Какой звук мы произносим протяжно, выделяя голосом?
(Звук [а]. Он обозначен буквой я. Он ударный.)
- А теперь произнесите ещё раз это имя, но с другим
ударным звуком.
Дети произносят: «МяКЯ».
Аналогичная работа проводится и с именем другого
инопланетянина-ДЯЗя, или ДяЗЯ.
- Познакомьтесь с ними, выложите из кубиков свои
имена, а они прочитают.
Дети под руководством педагога выкладывают при помощи
кубиков свои имена.
- Наши гости, приготовили вам интересные задания. Вот
первое из них.
Подберите к каждому слову схему в виде кружочков. На
схеме столько кружочков, сколько звуков в каждом слове.
На отдельных карточках написаны слова, а на других
нарисованы кружочки.
ЛУК
ГРУША
ЛИМОН
БАНАН
ОГУРЕЦ
ПЕРЕЦ
БАКЛАЖАН
ЯБЛОКО
РЕДИС
СЛИВА
ООО
ооооо
оооооо
оооооооо
- Вот ещё одно задание.
Педагог кладёт на стол четыре группы одинаковых фигур.
- Разложите фигуры так, чтобы они не повторялись по
строчкам и столбцам.
Педагог помогает детям положить фигуры в первый столбик
и предлагает выложить во второй столбец так, чтобы рядом не было одинаковых
фигур.
-Сделайте так, чтобы эти фигуры превратились в овощи и
фрукты.
Дети дорисовывают фигуры так, чтобы они стали указанными
предметами.
4. Итог занятия.
- Что нового узнали?
- Что интересного было на занятии?
|