Цель: научить читать слоги с буквой ы.
Задачи: способствовать формированию у детей интереса к
чтению; провести профилактическую беседу о дорожно-транспортных происшествиях;
способствовать развитию познавательных психических процессов - внимания,
мышления, речи, фонематического слуха; учить читать слоги с буквой ы в различных
ударных позициях.
Оборудование: звуковые кубики, предметные картинки,
набор карточек.
Ход занятия
1. Чтение трехсложных слов.
-Сегодня мы поговорим о транспорте. Но сначала мы построим
поезд, где все буквы «дружат» с буквой Ы.
Педагог берёт большой кубик, где написаны все гласные,
образующие один звук, и, поворачивая, произносит протяжно все звуки.
-Давайте найдём кубик с буквой Ы. Поставьте его на полочку. .
Дети выполняют.
- Звуки мы произносим и слышим, а буквы - видим и пишем.
А теперь выложите на полочку по три кубика со слогами с буквой 61 - это
вагончики.
Дети под руководством педагога выкладывают на полочку
через небольшие промежутки по три кубика.
- Чтобы поезд набрал хорошую скорость, вы должны прочитать
названия всех вагончиков. Если ударение падает на первый слог, проговаривайте
его протяжно, а безударные слоги говорите коротко.
Дети читают необычные трехсложные слова, где все буквы
«дружат» с буквой Ы, голосом выделяют ударные слоги.
ГЫТЫЗЫ - ГЫТЫЗЫ - ГЫТЫЗЫ - ЛЫКЫСЫ -
- ЛЫКЫСЫ - ЛЫКЫСЫ - ДЫФЫГЫ - ДЫФЫГЫ -
- ДЫФЫГЫ - выкыпы - выкыпы - выкыпы
2. Работа над развитием фонематического слуха.
- Отгадайте, о каком транспорте я говорю:
Педагог демонстрирует рисунок с изображением машины.
Пьёт бензин как молоко,
Может ездить далеко,
Возит грузы и людей,
Ты знаком, конечно, с ней.
- В слове «машина» есть звук [а]. Он встречается два
раза. Где он находится: в начале, середине или в конце слова? (В середине и в
конце.)
- А какой это звук: гласный или согласный? (Гласный.)
-Хлопните в ладоши столько раз, сколько частей в слове
«машина».
Дети хлопают три раза.
- Сколько же частей в слове «машина»? (Три.)
- Сколько гласных в слове «машина»? (Три.)
- Определите ударный звук. Позовите машину:
«Маши-и-и-на, приезжай к нам!».
Дети повторяют.
- Какой звук мы говорим протяжно, выделяя голосом?
(Звук [и]. Он ударный.)
- А это какой транспорт?
1) Удивительный вагон! Посудите сами: Рельсы в
воздухе, а он Держит их руками.
2) Я мчусь, держусь за провода, Не заблужусь я
никогда.
Педагог демонстрирует рисунок с изображением троллей-
-В слове «троллейбус» есть звук [у]. Где он находится:
в начале, середине или в конце слова? (В конце)
- А какой это звук: гласный или соглахнЫЙ? (Гласный.)
-Хлопните в ладоши столько раз, сколько частей в слове
«троллейбус».
Дети хлопают три раза.
- Сколько же частей в слове «троллейбус»? (Три.)
- Сколько гласных в слове «троллейбус»? (Три.)
- Определите ударный звук. Позовите троллейбус:
«Тро[а]лле-[э]-[э]-йбус, приезжай к нам!».
Дети выполняют.
- Какой звук мы говорим протяжно, выделяя голосом?
(Звук [э]. Он обозначен буквой е. Он ударный.)
- Ну а этот вид транспорта знаком каждому:
Не нужны мне провода,
Могу ездить хоть куда.
Хоть в четверг, а хоть в субботу
Отвезу вас на работу,
В школу, в ясли, в детский сад -
Я пассажирам очень рад.
Педагог демонстрирует рисунок с изображением автобуса.
- В слове «автобус» есть звук [а]. Где он находится: в
начале, середине или в конце слова? (В начале.)
- А какой это звук: гласный или согласный? (Гласный.)
-Хлопните в ладоши столько раз, сколько частей в слове
«автобус».
Дети хлопают в ладоши три раза.
- Сколько же частей в слове «автобус»? (Три.)
- Сколько гласных в слове «автобус»? (Три.)
- Определите ударный звук. Позовите автобус:
«Ав[ф]то-о-о-бус, приезжай к нам!».
Дети выполняют. ч
- Какой звук мы говорим протяжно, выделяя голосом?
(Звук [о]. Он ударный.)
- Как одним словом можно назвать все три вида
транспорта? (Пассажирский.)
- А этот вид транспорта чем отличается от тех, которые
мы уже назвали?
Есть на свете такая лопата
-И крива она, и горбата.
Но копать начинает она
-Сто лопат заменяет одна.
Педагог демонстрирует рисунок с изображением экскаватора.
-Это грузовой транспорт. В слове «экскаватор» есть
звук [э]. Где он находится: в начале, середине или в конце слова? (В начале.)
"
- А какой это звук: гласный или согласный? (Гласный.)
-Хлопните в ладоши столько раз, сколько частей в слове
«экскаватор».
Дети хлопают в ладоши четыре раза.
- Сколько же частей в слове «экскаватор»? (Четыре.)
- Сколько гласных в слове «экскаватор»? (Четыре.)
- Определите ударный звук. Позовите экскаватор:
«э[и]кскава-а-а-то[а]р, приезжай к нам!».
Дети выполняют.
- Какой звук мы говорим протяжно, выделяя голосом?
(Звук [а]. Он ударный.)
3. Игровая часть (развиваем мышление, воображение).
- К нам на занятие прилетел очередной житель другой
планеты (инопланетянин). Посмотрите, на каком транспорте он прилетел?
Ответы детей.
- Он, как и все инопланетяне, умеет читать, но не
умеет разговаривать. Хотите узнать его имя? Возьмите два кубика: ФЫ иКЯ
- Произнесите слово так, чтобы ударение падало на звук
[ы].
Дети зовут: «Фы-ы-ы-кя[а], иди к нам!».
-А теперь произнесите слово так, чтобы ударение падало
на звук [а], который обозначен буквой я.
Дети говорят: «Фы-кя-[а]-[а], иди к нам!».
- Прочитайте ещё раз имя инопланетянина.
Дети читают в зависимости от того, где стоит ударение,
«ФЫкя» или «ФыКЯ».
- Познакомьтесь с ним, выложите из кубиков свои имена,
а наш гость прочитает их.
Дети выкладывают кубиками свои имена.
- Наш гость приготовил интересное задание.
Педагог раздаёт листы с изображением различных видов
-Разделите предметы на три группы. Обведите каждую
группу карандашом кривой замкнутой линией. Объясните свои решения. (Воздушный,
наземный, водный транспорт.)
- Вот ещё одно упражнение.
Педагог раздаёт детям листы с плоскостными геометрическими
фигурами.
- Определите, в каком ряду фигуры лежат правильно,
если их расположили рядом, учитывая форму и размер. (В 3-м ряду.)
(образец одного из рядов)
- Раскрасьте фигуры, которые разложены правильно. Дети
выполняют.
- А сейчас проверим, наблюдательны ли вы.
Внимательно осмотрите комнату, найдите и назовите предметы,
в которых есть круг или шар, треугольник или конус, квадрат или куб.
Дети выполняют.
4. Итог занятия.
- Что нового узнали?
- Что интересного было на занятии?
|