Цель: научить читать слоги с буквой Уу.
Задачи: способствовать формированию у детей интереса к
чтению, правильного отношения к объектам живой природы; способствовать развитию
познавательных психических процессов - внимания, мышления, речи,
фонематического слуха; учить детей читать слоги с буквой Уу в различных ударных
позициях.
Оборудование: звуковые кубики, предметные картинки,
набор карточек.
Ход занятия
1. Чтение трехсложных слов.
- Сегодня мы совершим экскурсию на поезде в зверинец,
где нас ждут интересные встречи с удивительными животными.
Педагог берёт большой кубик, где написаны все гласные,
образующие один звук, и, поворачивая, произносит протяжно все звуки.
-Давайте найдём кубик с буквой Уу. Поставьте его на полочку.
Дети выполняют.
- А теперь выложите на полочку по три кубика со
слогами с этой буквой - это вагончики.
Дети выкладывают на полочку через небольшие промежутки
по три кубика.
-Звуки мы произносим и слышим, а буквы - видим и пишем.
Чтобы поезд набрал хорошую скорость, вы должны прочитать названия всех
вагончиков. Если ударение падает на первый слог, проговаривайте его протяжно, а
безударные слоги говорите коротко.
Дети читают необычные трехсложные слова, где все буквы
«дружат» с буквой У, голосом выделяют ударные слоги, обозначенные жирным
шрифтом.
МУ ТУЗУ - МУ ТУ ЗУ - МУТУ ЗУ - ЦУКУСУ -
- ЦУКУСУ - ЦУКУСУ - ДУФУГУ - ДУФУГУ - ДУФУГУ -
- ВУКУПУ - ВУКУПУ-ВУКУПУ
2. Работа над развитием фонематического слуха.
-В слове «лев» есть звук [л']. Где он находится: в
начале, середине или в конце слова? (В начале.)
-А какой это звук: гласный или согласный, твёрдый или
мягкий? (Согласный - произносится с трудом, мешает язык; мягкий.)
-Хлопните в ладоши столько раз, сколько частей в слове
«лев».
Дети хлопают в ладоши один раз.
- Сколько же частей в слове «лев»? (Одна.)
- Значит, сколько гласных в слове «лев»? (Одна.)
- Определите ударный звук. Позовите льва: «Ле-[э-э]-в[ф], иди к нам!».
- Вот зверинец. Здесь живут животные. За ними
ухаживают, кормят их смотрители зоопарка, А скажите, кого называют царём
зверей?
Ответы детей.
Педагог демонстрирует предметную картинку с изображением
льва.
Дети повторяют.
-Какой звук мы произносим протяжно, выделяя голосом?
(Звук [э]. Обозначен он буквой е. Он ударный.) - А это кто? Отгадайте:
Я пушистый, большой, полосатый. Мне кот Васька прямая
родня. Но при встрече прошу вас, ребята, Не чешите за ушком меня. Почему-то не
до игр, Если рядом бродит ... (тигр).
Педагог показывает предметную картинку с изображением
тигра.
-В слове «тигр» есть звук [г]. Где он находится: в
начале, середине или в конце слова? (Не первый, не последний, значит в
середине.)
- А какой это звук: твёрдый или мягкий? (Твёрдый.)
-Хлопните в ладоши столько раз, сколько частей в слове «тигр».
Дети хлопают в ладоши один раз.
- Так сколько частей в слове «тигр»? (Одна.)
- Сколько гласных в слове «тигр»? (Одна.)
- Определите ударный звук. Позовите тигра: «Ти-и-игр,
иди к нам!».
Дети повторяют.
-Какой звук мы произносим протяжно, выделяя голосом?
(Звук [и]. Он ударный.)
- А это кто такой? Отгадайте загадку:
Когда он в клетке, то приятен, На шкуре много чёрных
пятен. Он хищный зверь, хотя немножко, Как лев и тигр, похож на кошку.
Педагог демонстрирует предметную картинку с изображением
леопарда.
-В слове «леопард» есть звук [п]. Где он находится: в
начале, середине или в конце слова? (Не первый, не последний, значит в
серединУ
-А какой это звук: гласный или согласный? (Согласный,
так как произносится с трудом, мешают зубы.)
- Звук [п] твёрдый или мягкий? (Твёрдый.)
-Хлопните в ладоши столько раз, сколько частей в слове
«леопард».
Дети хлопают в ладоши три раза.
- Сколько же частей в слове «леопард»? (Три.)
- Сколько гласных в слове «леопард»? (Три.)
- Определите ударный звук - позовите леопарда:
«Ле[и]о[а]па-а-ард[т], иди к нам!».
Дети повторяют.
- Какой звук мы говорим протяжно, выделяя голосом?
(Звук [а]. Он ударный.)
- А это что за зверь с кисточками на ушах? Отгадайте.
Педагог показывает предметную картинку с изображением
рыси.
-В слове «рысь» есть звук [с']. Где он находится: в
начале, середине или в конце слова? (В конце.)
- А какой это звук: твёрдый или мягкий? (Мягкий.)
- Верно, мягкий знак смягчает согласный звук [с']. А
теперь хлопните в ладоши столько раз, сколько частей в слове «рысь».
Дети хлопают в ладоши один раз.
- Так сколько частей в слове «рысь»? (Одна.)
- Сколько гласных в слове «рысь»? (Одна.)
- Определите ударный звук. Позовите рысь: «Ры-ы-ысь,
иди к нам!».
Дети повторяют.
- Какой звук мы говорим протяжно, выделяя голосом?
(Звук [ы]. Он ударный.)
3. Игровая часть (развиваем мышление, фонематический
слух, пространственные представления).
- К нам на занятие прилетел еще один житель другой
планеты. Вот такой симпатичный зайчик.
Педагог демонстрирует предметную картинку с изображением
зайчика.
- Он тоже умеет читать, но не умеет разговаривать.
Хотите познакомиться, узнать его имя? Для этого возьмите два кубика со слогами
ФО и СЯ.
Дети выполняют.
- Определите, сколько частей в слове. Дети хлопают в
ладоши два раза.
- Сколько раз хлопнули? (Два.)
- Значит, в имени нашего гостя две части. Определите
ударный звук. Позовите: «Фо-о-ося[а], иди к нам!».
Дети повторяют.
-Какой звук мы произносим протяжно, выделяя голосом?
(Звук [о]. Он ударный.)
- Произнесите ещё раз имя инопланетянина с ударным звуком
[о].
Дети произносят: «Фо-о-ося[а]!».
- А теперь произнесите это же слово так, чтобы другой
гласный звук был ударным.
Дети произносят: «Фо-ся-[а]-[а]!».
-Познакомьтесь с ним, выложите из кубиков свои имена,
а наш гость прочитает их.
Дети под руководством педагога выкладывают при помощи
кубиков свои имена.
- Наш гость принёс нам интересные задания.
Педагог показывает детям картинку.
- Кто нарисован в середине, вверху, внизу, в правом
верхнем углу, в левом нижнем углу, в правом нижнем углу, в левом верхнем углу?
-А сейчас поиграем в игру «Найди свою маму». Скажите,
у какого животного мама белка? медведица? и т. д.
- Скажите, кто здесь лишний и почему? (Ответы детей.)
- Наш гость не знает, какие животные живут в лесу, а
какие -дома, с человеком. Поможем ему узнать и объяснить это?
Педагог предлагает детям несколько карточек с названиями
животных. Дети читают и раскладывают карточки со словами на две группы.
КОРОВА, ЗАЯЦ, ЛИСА, КОШКА, БЕЛКА, СОБАКА, КРОЛИК,
ВОЛК, КОЗА, ЛОСЬ, МЕДВЕДЬ, ЛОШАДЬ.
- Где живут домашние животные?
- Кто за ними ухаживает? Как?
- Где живут дикие животные?
- Кто за ними ухаживает? Кто их кормит?
4. Итог занятия.
- Что нового узнали?
- Что
интересного было на занятии?
|