1. Совершенствовать артикуляционный аппарат детей.
2. Развивать у детей фонематический слух.
3. Обучать детей умению слышать интонационно
выделенный в слове звук и называть его изолированно, сохраняя твердость или мягкость.
4. Обучать детей самостоятельному интонационному
выделению звука в слове.
Демонстрационный материал. Предметные картинки с
изображением животных, в названиях которых есть звуки «л» и «ль» («Лисица»,
«Верблюд», «Лев», «Волк», «Крокодил», «Лось» и т. д.).
Ход занятия
I. Логопедическое упражнение «Болтушка».
Воспитатель рассказывает детям о своем знакомом
маленьком гномике, которого его друзья-гномы прозвали Болтушкой. Этот гномик
все время высовывает язычок и произносит смешные звуки: «бл». Воспитатель
показывает детям, как такие звуки получаются: язык быстро высовывается и сразу
убирается обратно за зубы. Предлагает детям произносить то же вместе с ней.
Упражнение проделывается в постепенно ускоряющемся
темпе.
II. Игра «Эхо». Воспитатель называет слова с
интонационным выделением разных звуков: «шшар», «ссобака», «ззвонок», «ккот» и
т. Дети должны хором отвечать так же. Можно показать детям, как нужно отвечать,
вызвав одного из воспитанников: он изображает эхо, а остальные слушают,
правильно ли «эхо» отвечает.
III. Воспитатель рассказывает детям, что она была в
зоопарке и видела там множество разных животных. «А вот эти животные мне
особенно понравились», — говорит педагог. Показывает детям имеющиеся у нее
картинки с изображениями животных, доставая их по одной, рассматривая вместе с
детьми и прикрепляя к доске.
Затем воспитатель предупреждает детей, что сейчас
произнесет все эти слова еще раз, но по-другому: будет громко произносить один
звук, а дети должны догадаться — какой. Сначала произносятся те слова, в
которых звуки «л» и «ль» находятся в начале слова. Каждый правильно ответивший
ребенок выходит к доске и берет одну картинку. Когда все картинки разобраны,
воспитатель говорит: «А теперь к доске выйдут те, у кого на картинках звери, в
чьих названиях есть звук „л". Дети, у которых на картинках звери со
звуком „ль" в названиях, пока не выходите к доске, пожалуйста». Дети
выходят и прикрепляют к доске свои картинки в один ряд. Затем воспитанники
также работают со звуком «ль». Каждый ребенок, прежде чем прикрепить свою
картинку к доске, произносит соответствующее слово с интонационным выделением
нужного звука. Когда все картинки прикреплены в два ряда, воспитатель предлагает
детям отгадать загадку: «Чем похожи слова, которыми мы называем животных
первого ряда?» Педагог снова повторяет эти слова с интонационным выделением
необходимого звука. Если группа затрудняется с ответом, воспитательница
объясняет: «Во всех этих словах есть звук „л"» — и снова повторяет слова с
интонационным выделением этого звука вместе с детьми.
Так же проводится работа и со вторым рядом картинок.
Воспитатель говорит детям: «Обратите внимание: звуки
„л" и „ль" — „братья". Они очень похожи друг на друга. Только
звук „л" — „сердитый брат", а звук „ль" — „добрый",
„ласковый"». Воспитатель произносит звук «л» хмуря брови и предлагает
желающим назвать «сердитого брата». Потом ласково произносит «ль» и предлагает
детям назвать «доброго брата». Звуки называются поочередно два-три раза.