1. Совершенствовать артикуляционный аппарат детей.
2. Развивать у детей фонематический слух.
3. Обучать умению слышать интонационно выделенный звук
и называть его изолированно.
4. Обучать умению различать твердые и мягкие согласные
звуки.
Демонстрационный материал. Ложка, зонт, предметные
картинки, в названиях которых есть звуки «к» и «кь» («Кот», «Лук», «Яблоко»,
«Грибок», «Мячик», «Кукла», «Белка», «Кубик», «Кит», «Кенгуру», «Птички»,
«Санки» и другие — по четыре картинки на каждый звук).
Ход занятия
I. 1. Логопедическое упражнение «Вкусное варенье».
Воспитатель «угощает» детей «вареньем» — подходит к каждому ребенку и в открытый
рот «кладет ложку варенья». Затем, когда все дети «отведают варенья», педагог
обращает их внимание на то, что верхняя губа у них «испачкана вареньем», и
предлагает облизать ее, показывая, как это нужно делать (приоткрыть рот и
передней частью языка «слизывать варенье» с верхней губы, делая движение сверху
вниз, а не из стороны в сторону). Упражнение повторяется три-четыре раза.
«А теперь, — говорит воспитатель, — представим себе,
что наш язычок — это острая иголочка, которой можно уколоться. Вот смотрите: я
сейчас уколю себе палец». Педагог показывает детям «острый» язык и быстро
дотрагивается им до пальца. «Ой! Как больно я укололась! — восклицает
воспитатель, дуя на палец. — А у вас так получится?» Педагог предлагает детям
попробовать «сделать» из своих язычков «острые иголочки», «уколоть» ими
пальчики, а затем подуть на них. Упражнение повторяется три-четыре раза.
П. Воспитатель показывает детям зонтик и говорит, что
он волшебный. Раскрывает зонт и незаметно кладет туда предметные картинки, в
названиях которых есть звуки «к» и «кь». «Зонтик, зонтик покружу и картинку
покажу», — говорит воспитатель. Педагог вращает зонт и, когда он
останавливается, достает картинку, называя слово с интонационным выделением
звука «к» или «кь». Затем дети поочередно выходят к доске и вращают зонт.
Воспитанники группы вместе с воспитателем хором произносят: «Зонтик, зонтик
покружу и картинку покажу». Ребенок с помощью воспитателя вращает зонт,
достает картинку и называет ее. Педагог предлагает повторить слово еще раз, но
так, чтобы все хорошо услышали в нем звук «к» или «кь». Воспитатель вместе с ребенком
повторяет слова два-три раза: «Хорошо! Давай скажем погромче, чтобы все услышали».
Игра продолжается до тех пор, пока не будут названы все картинки и вызваны все
дети.
Каждая вынутая картинка прикрепляется к доске.
Картинки располагаются в два ряда: в одном ряду оказываются те из них, в
названиях которых есть звук «к», а в другом — те, в названиях которых присутствует
звук «кь». Педагог называет все слова — названия предметных картинок со звуком
«к», интонационно выделяя его, и спрашивает детей, какой звук в этих словах был
произнесен громче, чем остальные. Если дети затрудняются с ответом, сразу
продолжает: «Вы слышали, как громко я произносила звук „к" в этих
словах?» И предлагает желающим произнести эти слова вместе с ней. Затем
называются все слова со звуком «кь» и т. д.
Воспитательница говорит детям, что звуки «к» и «кь» —
«братья». Звук «к» — «сердитый брат», а звук «кь» — «ласковый». Просит детей
повторить, как зовут «сердитого брата», как — «ласкового».