1. Совершенствовать артикуляционный аппарат детей,
тренировать их дыхательную систему.
2. Обучать детей умению слышать интонационное
выделение звука в слове и называть этот звук изолированно, подчеркивая его
твердость или мягкость.
3. Обучать самостоятельному интонационному выделению
звука в слове.
Демонстрационный материал. Игрушки: матрешка, машина,
мышка, самолет, мишка, маленький мячик, пирамидка, мяч средних размеров.
Раздаточный материал. Каждому ребенку выдается один
султанчик.
Ход занятия
I. 1. Логопедическое упражнение «Погреем губки».
Воспитатель предлагает детям «согреть замерзшие губки», а для этого несколько
раз отрывисто произнести звуки: «б-б-б», «п-п-п», «бь-бь-бь», «пь-пь-пь».
Необходимо учить детей произносить звуки без призвука гласного (бэ-бэ-бэ» и т.
д.).
2. Упражнение «Подуй на султанчик».
II. Воспитатель расставляет на столе игрушки, в
названиях которых есть звук «м», и предлагает детям угадать, какой — один и тот
же — звук есть в этих словах. Называет игрушки с интонационным выделением звука
«м» в соответствующих словах. При ответах детей следит за тем, чтобы они
называли звук «м» без призвука» «э»(«мэ»). Если кто-то ответит «мэ» (это обычно
говорят дети, знающие буквы), — продемонстрировать, как звучало бы слово, если
бы в нем был не звук «м», а звук «мэ» или «эм»: «маатрешка» и т. д.
Желающие выходят к доске и называют игрушки так, чтобы
все хорошо услышали в слове звук «м».
Затем точно так же дети работают с названиями игрушек,
в которых есть звук «мь». Педагог не должен допускать неверного ответа: «В этих
словах тоже есть звук „м"».
Дети должны поупражняться в назывании по просьбе
воспитателя имени «сердитого брата» (звука «м») — и «доброго брата» (звука
«мь»).
III. Игра с мячом. Воспитатель называет слова с
интонационным выделением звука «м» или «мь», кидая мяч детям, которые,
возвращая его педагогу, должны повторить эти слова точно так же.