1. Совершенствовать артикуляционный аппарат детей.
2. Развивать у детей фонематический слух.
3. Учить слышать интонационно выделенный в слове звук
и называть его изолированно.
4. Обучать самостоятельному интонационному выделению
звука в слове.
5. Учить сравнивать слова по протяженности.
Демонстрационный материал. Леска с привязанными к ней
бумажными птичками; большой и очень маленький мячи.
Ход занятия
1. Логопедическое упражнение «Почистим зубки». Дети
должны «научить» пришедшую к ним в гости куклу правильно чистить зубы, показывая
ей движение «вверх-вниз» (сначала нижние, а потом верхние зубы). См. ход
занятия 3.
2. Дыхательное упражнение «Подуем на птичек».
Воспитатель вызывает одновременно четверых-пятерых детей, и по его сигналу
дети начинают дуть на бумажных птичек, привязанных к леске. Группа решает, чья
птичка улетела дальше. Упражнение продолжается, пока не будут вызваны все дети.
П. Педагог предлагает воспитанникам поиграть в ежиков.
Напоминает, как пыхтят ежики, когда сердятся: «П-п-п!..» (звуки произносятся
раздельно). Дети ходят по комнате низко опустив головы и пыхтят. Воспитатель
показывает, как пыхтят маленькие ежики: «Пь-пь-пь!..» Дети поочередно
«становятся» то большими, то маленькими ежиками — по команде воспитателя меняют
звук «п» на «пь».
Педагог спрашивает, какой звук произносят большие
ежики, а какой — маленькие.
III. Дети вновь занимают свои места. «Ежики убежали, —
говорит воспитатель. — Но они оставили свои звуки „п" и „пь" в
стихотворении, которое я сейчас вам прочту:
Паровоз пускает пар, Топит печку кочегар».
Стихотворение читается дважды, без интонационного
выделения звуков «п» и «пь». Желающие повторяют его. Затем воспитатель читает
стихотворение еще раз, уже с интонационным выделением необходимых звуков, и просит
назвать слова, в которых «спрятался» звук «п». Слова со звуком «пь» называет
только воспитатель. Спрашивает, какой из этих звуков «добрый», а какой
«сердитый братишка». Снова просит назвать слова с «добрым братишкой», потом — с
«сердитым».
IV. Воспитатель показывает детям два мяча. Дети
определяют, что один мяч большой, а другой — совсем маленький. Педагог
спрашивает, каким словом можно назвать маленький мяч, чтобы сразу стало
понятно, что он маленький («мячик»).
Воспитатель предлагает детям проверить, какое слово
длиннее — «мяч» или «мячик». Вызывает одного из детей, соединяет его ладошки и,
произнося вместе с ним отрывисто слово «мяч», слегка раздвигает ладошки
ребенка: это слово коротенькое, ладошки чуть-чуть раздвинуты. Затем подобным
образом «измеряется» слово «мячик».
Воспитатель
обращает внимание детей на то, что мяч большой, а мячик — маленький, но слово
«мячик», наоборот, длиннее, чем слово «мяч».