1. Учить детей называть
первый звук в слове без предварительного интонационного выделения.
2. Закреплять
дифференциацию твердых и мягких согласных звуков и отнесение их к
определенному знаковому изображению.
3. Учить детей называть
слова по определенному фонематическому признаку.
Демонстрационный материал.
Предметные картинки, в названиях которых есть звуки «к», «з», «в», «мь»,
стоящие в середине или в конце слова (по две картинки на каждый звук);
три-четыре предметные картинки, в названиях которых нет ни одного из этих
звуков; фигурки двух мальчиков — «братьев-звуков»; набор фишек-игрушек.
Раздаточный материал.
Учебные тетради.
Ход занятия
I. Воспитатель напоминает
детям, что на предыдущем занятии к ним в гости приходили герои сказки
«Колобок». Вспоминает вместе с детьми, как ловко Колобок убегал от тех, кто
хотел его съесть. Педагог показывает детям конверт и говорит, что им пришло
письмо от Колобка (читает). В этом письме он просит прислать ему в подарок
какие-нибудь картинки, в которых есть первый звук его имени и первые звуки
имен других героев сказки. Воспитатель спрашивает детей, какой первый звук в
слове «Колобок» (без предварительного интонационного выделения). Дети
определяют его качество (твердость или мягкость: «добрый», «ласковый» —
«сердитый» и т. д.). Затем воспитатель прикрепляет к доске четыре-пять
картинок, причем в названиях двух из них есть звук «к» («Мак», «Собака» и др.),
в названиях других нет этого звука. Педагог просит детей тихонько произнести
названия этих картинок и определить, в каком слове «спрятался» «звук Колобка».
Воспитатель вызывает одного из детей. Ребенок должен выбрать картинку со
звуком «к» в названии, произнести слово с интонационным выделением этого звука
(педагог в случае необходимости приходит на помощь). Когда все картинки со
звуком «к» выбраны, нужно вызвать воспитанника, успешно справляющегося с
заданиями воспитателя, чтобы он смог самостоятельно определить, что в
названиях оставшихся картинок нет звука «к» («Слон», «Тигр» и др.). Если
ребенок будет все-таки пытаться взять картинку, в названии которой этого звука
нет, воспитатель медленно произносит соответствующее слово, показывая, что
звука «к» в нем нет.
Затем точно так же дети
находят картинки, в названиях которых «спрятался» первый звук слов «заяц»,
«волк» и «медведь».
Все отобранные картинки
упаковываются для отправки Колобку.
II. Работа в учебной
тетради с парами картинок, названия которых начинаются с парных,
противоположных по твердости-мягкости звуков («Волк» — «Ведро»). Далее — как на
занятии 21, п. 3.
III. Игра «Назови слово».
Воспитатель просит детей назвать слова, в которых есть звук «к». За каждое
правильно названное слово дети получают фишку-игрушку. Дети будут затрудняться
в самостоятельном произнесении слова с интонационным выделением звука «к»,
поэтому после обычного произнесения ребенком слова — например, «кошка» —
воспитатель повторяет: «Правильно, ккошкка. В этом слове даже два звука
„к" — кккошккка».
Когда запас слов иссякнет,
предложить назвать слова со звуком «кь».