1. Учить детей называть первый звук в слове без
предварительного интонационного выделения.
2. Обучать детей дифференциации твердых и мягких
согласных звуков и сравниванию звуков по этому признаку.
3. Учить детей называть парные согласные звуки —
твердые и мягкие.
Демонстрационный материал. Предметные картинки, в
названиях которых есть звуки «дь», «б», «ль» в середине слова (по две на каждый
звук), три-четыре предметные картинки, в названиях которых нет ни одного из
этих звуков. Мяч. Предметные картинки, названия которых начинаются с любой
«оппозиционной» пары звуков (пять-шесть пар).
Раздаточный материал. Учебные тетради, карандаши.
Ход занятия
I. Воспитатель читает детям письмо Колобка, в котором
тот благодарит за присланные ему картинки, но удивляется, что в названиях картинок
есть звуки не всех героев сказки, а только Колобка, Зайца, Волка и Медведя.
Просит прислать остальные. Дети называют оставшихся героев сказки (Дед, Бабка,
Лиса).
Далее занятие проводится так же, как занятие 22.
II. Работа в учебной тетради проводится в обычном
порядке.
III. Воспитатель говорит детям, что у него осталось
еще много картинок, в названиях которых нет звуков, необходимых Колобку, и
предлагает детям отдать их мальчикам — «братьям-звукам». Все картинки выставляются
перед детьми вперемешку. Вызванный к доске ребенок должен взять первую по
порядку картинку, назвать ее первый звук (стараться обойтись без
предварительного интонационного выделения этого звука, но в случае
необходимости немедленно к нему прибегнуть) и отдать картинку соответствующему
брату. Следующим обязательно вызывается успешно выполняющий задания педагога
воспитанник. Он должен найти картинку, первый звук названия которой — парный по
твердости-мягкости по отношению к первому звуку названия уже выставленной
картинки («сердитый» — «добрый» или наоборот).
Затем снова вызывается ребенок, испытывающий трудности
в обучении, который берет очередную карточку, и т. д.
Таким образом, задача детей, которые выполняют задания
воспитателя менее успешно, — назвать первый звук в слове и определить его
твердость (мягкость). Задача воспитанников, которым обучение дается легче, — из
множества картинок выбрать нужную.
IV. Игра в кругу с мячом.
Воспитатель называет любой согласный звук, ребенок —
парный по отношению к нему звук. На этот раз звуки называются поочередно — то
твердый, то мягкий. Воспитатель не инструктирует детей, заранее готовя их к
тому, какой звук они услышат.