1. Закреплять дифференциацию твердых и мягких
согласных звуков.
2. Обучать детей обозначать определенными знаками
твердые и мягкие согласные звуки.
3. Закреплять умение детей называть слова по
определенному фонетическому признаку.
Демонстрационный материал. Фигурки мальчиков —
«братьев-звуков», пары картинок, названия которых начинаются с парных по
твердости-мягкости звуков («Волк» — «Ведро», «Белка» — «Бабочка», «Пила» — «Платье»,
«Морковка» — «Медведь» и т. п.); по пять зеленых и синих квадратов для доски
(фишки для обозначения твердости и мягкости согласных звуков); предметные
картинки («Лопата», «Лимон», «Репка»); фишки-игрушки.
Раздаточный материал. Учебные тетради, карандаши.
Ход занятия
I. Воспитатель размещает на доске две картинки,
названия которых начинаются со звуков, противоположных по твердости-мягкости.
Педагог предлагает желающим подойти и взять любую картинку, но предупреждает,
что прежде чем ее взять, надо обозначить синей или зеленой фишкой первый звук
ее названия. «Если звук „сердитый", — говорит воспитатель, — то надо
поставить... (Дети должны сами догадаться, фишкой какого цвета нужно
обозначить «сердитый» звук.) Если „добрый", нужно поставить...» Выходят по
очереди два ребенка и обозначают фишкой первый звук выбранной ими картинки.
Дети остаются у доски с картинками в руках. Затем выставляются следующие пары
картинок, и все действия повторяются снова.
' Когда все картинки разобраны, воспитатель подзывает
к себе «звуков-братьев» — детей, держащих в руках картинки, в названиях которых
первые звуки являются парными по твердости-мягкости («б» и «бь», «р» и «рь» и
т. д.), и просит каждую пару поплясать, покружиться, попрыгать и т. п.
II. Работа в тетради. Нужно тихо произнести название
первой картинки — «Репка», найти в нем первый звук, а потом определить, в
названии какой картинки «спрятался» звук «рь». Эту картинку необходимо
соединить стрелкой с изображением репки. Затем то же проделывается со словами
«ложка» и «лев». Если все-таки кто-то из детей не нашел в названиях картинок
нужного звука, воспитатель вместе с этим ребенком произносит слово и
определяет, какой звук в нем «спрятался».
III. Игра «Назови слова». Называются слова со звуком
«р», потом с его «добрым братом» «рь». Если кто-то из детей еще не умеет
произносить этот звук, воспитатель не делает замечаний, когда слово называется
неправильно («ука» вместо «рука» и т. п.), хвалит ребенка, произносит сам слово
правильно, побуждает ребенка произносить вместе с ним, не фиксируя внимание на
неточности произношения.