1. Обучать детей обозначать соответствующими знаками
твердые и мягкие согласные звуки.
2. Закреплять дифференциацию твердых и мягких
согласных с соотнесением их с каким-либо знаковым изображением.
3. Закреплять умение детей называть слова по
определенному фонетическому признаку.
Демонстрационный материал. Фигурки «братьев-звуков»,
пары картинок, названия которых начинаются с парных по твердости-мягкости
согласных звуков; синие и зеленые фишки; мяч.
Раздаточный материал. Учебные тетради; зеленые и синие
фишки — такие же, как предложенные в качестве демонстрационного материала, но
меньшего размера.
Ход занятия
I. Воспитатель напоминает детям, как они на предыдущем
занятии снимали с доски картинки и заменяли их фишками, обозначающими «доброго»
или «сердитого братика-звука». Рассказывает им, что когда после занятия
«пришли мальчики-братья, они никак не могли понять, что обозначают эти фишки».
Предлагает воспитанникам «объяснить» все это братьям. К доске прикрепляются
фигурки мальчиков-братьев, а внизу — две картинки, названия которых начинаются
с парных по твердости-мягкости звуков. Дальше все так же, как на занятии 24, но
все свои действия дети объясняют братьям, например: «В слове „волк" первый
звук — „в". Он „сердитый". Я обозначаю его синей фишкой». Вначале
воспитатель помогает детям в формулировке, постепенно передавая им всю
инициативу.
II. Работа в учебной тетради. Воспитатель объясняет
детям, что у них на столе тоже есть фишки для обозначения первого звука в названиях
картинок. Дети уточняют, какая фишка какой звук обозначает. Каждый ребенок
должен определить первый звук в названии картинки и поставить на схему
соответствующую фишку. Воспитатель проходит по рядам, проверяет правильность
выполнения задания. В случае возникновения ошибок просит детей назвать слово с
интонационным выделением первого звука, затем назвать этот звук изолированно и
определить его качество (твердость-мягкость).
III. Игра
в кругу с мячом. Воспитатель бросает мяч и просит детей называть слова,
начинающиеся с любого твердого согласного звука (с «сердитого брата»), потом —
с любого мягкого согласного ( с «доброго брата»).