3. Обучать дифференциации согласных звуков по
звонкости-глухости.
4. Обучать дифференциации согласных звуков по
твердости-мягкости и обозначать этот признак с помощью определенного знакового
изображения.
Демонстрационный материал. Доска, фигурки
мальчиков-братьев, предметные картинки, в названиях которых есть звуки «ж» и
«ш»; предметные картинки, названия которых начинаются с парных по твердости-мягкости
звуков; синие и зеленые фишки.
Ход занятия
I. Воспитатель напоминает детям о том, что на
предыдущем занятии они узнали о звуках-«товарищах»: звонких звуках, при
произнесении которых дрожит горлышко, и незвонких, при произнесении которых
горлышко спокойно. Просит детей положить руку на горлышко, повторять за ней
звуки и определять, звонкие они или незвонкие.
Воспитатель называет вперемешку звуки «жжж», «ззз»,
«шшш», «ссс», «гг», «кк» и т.д. Дети повторяют звуки, прикладывая руку к шее, и
определяют их качество. Воспитатель должен быть готов к многочисленным
ошибкам. Нужно терпеливо учить детей «прислушиваться» к своему горлышку, четко
произносить звуки, не сдавливать шейку, осторожно касаться ее рукой.
П. Воспитатель прикрепляет к верхней части доски
карточку с изображением жирафа, а под ней — карточку с изображением шапки.
Педагог ставит в первый ряд картинку с рисунком ежика
и говорит, что в одну линеечку он будет выстраивать картинки, в названиях которых
есть звонкий звук «ж», а во вторую — картинки с незвонким звуком «ш» в
названиях. Дети должны определить, правильно ли действует воспитатель. И так
со всеми картинками, которые педагог может намеренно размещать неправильно.
Затем все картинки убираются, кроме тех, на которых изображены жираф и шапка.
Дети по одному выходят к доске, берут любую карточку
из набора, произносят слово как обычно, затем — с интонационным выделением звука
«ж» или «ш». Воспитатель предваряет произнесение вопросом: «Какой звук есть в
этом слове — звонкий звук „ж-ж" или незвонкий „ш-ш"?» Педагог
называет звук изолированно и размещает карточку — в зависимости
Ход занятия
I. Воспитатель рассказывает детям историю о мальчике
Ване, который гулял в лесу и услышал, как там тихо куковала кукушка. Ваня стал
просить кукушку петь громче. Она продолжала куковать: «Ку-ку! Ку-ку!» Тогда
Ваня попросил ее петь звонче. И вдруг услышал: «Гу-гу! Гу-гу!» «Что же
произошло?» — спрашивает детей педагог.
Воспитатель выслушивает ответы детей, подводя их к
выводу о том, что кукушка поменяла в своей песенке звук «к» на звук «г».
Воспитатель говорит, что звуки «к» и «г» — «товарищи».
Просит детей самих определить, какой из этих звуков звонкий, а какой — незвонкий,
положив руку на горлышко. Вспоминает вместе с детьми, с какими еще
звуками-«товарищами» они знакомы («ж» — «ш», «з» — «с»).
II. Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Кто
внимательный». Если педагог произнесет звонкий звук, дети должны хлопнуть в ладоши,
если незвонкий — постучать тихонько по столу. Во время игры воспитатель может
называть и те звуки, которые еще не обыгрывались на занятиях, — «б», «п» и т.
п.
III. Педагог размещает на доске картинки, названия
которых начинаются со звуков «г» и «к». Дети должны разделить их на две группы
— со звонким первым звуком и с незвонким первым звуком.
Когда задание выполнено, воспитатель снимает картинки
с доски, раздает их детям и предлагает поиграть. По ее сигналу те воспитанники,
у которых оказались картинки с названиями, начинающимися со звонкого звука,
должны встать к окну, а те дети, которым достались картинки с незвонким первым
звуком в названиях, — к двери. Педагог просит воспитанников сначала тихонько
произнести слово, подумать, какой в нем первый звук — звонкий или незвонкий.
Дети разбегаются по комнате, по сигналу воспитателя становятся на места.
Педагог вместе с ними проверяет и обсуждает правильность выполнения задания.
Можно проводить эту игру несколько раз, приглашая к участию в ней разных детей.
IV. Игра «Назови слово». Дети называют слова со
звонким звуком «г», затем — с его незвонким «товарищем» — звуком «к».