2. Закреплять умение называть первый звук в слове без
предварительного интонационного выделения.
3. Называть слова по определенному фонематическому
признаку.
Демонстрационный материал. Дудочка-игрушка, деревянный
молоток; набор картинок, названия которых начинаются со звуков «д» и «т»;
фигурки «братьев-звуков», набор фишек-игрушек.
Раздаточный материал. Учебные тетради, синие и зеленые
фишки.
Ход занятия
I. Игра в кругу. Воспитатель с дудочкой в руках — в
середине круга; дети ходят, взявшись за руки, по кругу — водят хоровод вокруг
педагога. Воспитатель читает речитативом:
Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду, Потерял пастух дуду. А я
дудочку нашла, Пастуху я отдала.
Дети останавливаются. Воспитатель передает дудочку
одному из детей, и все повторяет вместе с ним. Затем, когда дети обойдут
воспитателя три раза, он спрашивает, какую песенку пела дудочка («ду-ду»),
звонкая эта песенка или незвонкая (звонкая), какой первый звук в песенке «Дуду»
(звук «д»).
Дети вновь занимают свои места. Воспитатель предлагает
им послушать, как стучит по столу молоток, спрашивает, звонкая ли песенка у молотка
(дети должны ответить «нет»), какой первый звук в этой песенке.
Предлагает детям, положив руку на горлышко, послушать
звуки «д» и «т», определить, когда горлышко дрожит, какой звук звонкий, а какой
незвонкий.
II. На доске — картинки, названия которых начинаются
со звуков «д» и «т». Каждый вызванный ребенок должен взять любую картинку,
назвать без предварительного интонационного выделения первый звук в слове —
названии картинки и прикрепить ее к одной из сторон доски.
III. Упражнение «Смешные слова». Воспитатель читает
вслух предложения, предварительно предупредив детей, что они должны поправить
ее, если она неправильно произнесет какое-либо слово:
«Строители построили большой и красивый том». (Дети
исправляют: «Дом».)
«У мамы очень послушная точка». (Воспитанники
произносят: «Дочка».)
«Дровосек рубит трова». (Дети поправляют: «Дрова».) И
так далее.
Воспитатель спрашивает детей, какие звуки она путала в
словах, напоминая: «Дом — том, точка — дочка».
IV. Педагог просит детей рассмотреть картинки в
учебной тетради, определить в слове первый звук и обозначить его фишкой.
Напоминает, что «сердитого брата» нужно обозначить синей фишкой, а «доброго» — зеленой.
Воспитатель проверяет правильность выполнения задания.
Братья радуются, хвалят детей.
V. Игра «Назови слово». Сначала дети называют слова со
звонким звуком «д», потом — с его незвонким «товарищем» «т», затем — с «добрым
братом» этого звука «ть», потом — с его звонким «товарищем» «дь».