1. Учить детей разграничивать смысловое значение и
звуковую форму слова.
2. Учить детей относить звонкие и глухие согласные к
твердым я мягким.
3. Закреплять умение называть первый звук в слове без
предварительного интонационного выделения.
4. Называть слова по определенному фонематическому
признаку.
Демонстрационный материал. Предметные картинки:
«Тигр», «Лев», «Петух», «Медведь», «Котенок», «Ласточка», «Мышка», «Корова»;
фигурки «звуков-братьев»; картинки, названия которых начинаются со звуков «б»,
«бь», «п», «пь»; набор фишек-игрушек.
Ход занятия
I. Педагог прикрепляет к доске фигурки
мальчиков-братьев. Затем показывает детям картинки с изображением животных,
называя их без интонационного выделения в слове первого звука, но сердито
произнося :лова «лев», «тигр» и т. д., т. е. все слова с мягким согласным в
начале, ласково называя слова с твердым согласным в начале.
Затем воспитатель предлагает детям подойти, взять
карточки и «подарить» их «сердитому» или «доброму брату». Педагог должен быть
готов с тому, что кто-то из детей отнесет слова, обозначающие «злых» льва I
тигра, к словам с «сердитыми» звуками, а слова, обозначающие кота, ласточку и
других, — к словам с «добрыми» звуками. В случае такой шибки нужно объяснить:
«Ты прав, тигр очень сердитый. Но ведь мы говорим не о злом звере, а о первом
звуке в его имени. Послушай: „ть", „ть" — разве это „сердитый"
звук? Нет, „добрый". Значит, его нужно отдать „доброму" брату» — и т.
п.
II. Педагог рассказывает детям сказку о маленьких
друзьях — барашке и котенке. Котенку нравилась песенка барашка: «Бэ-бэ-бэ». Он
захотел научиться петь песенку друга. Но он был такой маленький, слабенький,
что у него не получилась песенка барашка, а получилось: «Пэ-пэ-пэ» — и т. д.
Затем воспитатель спрашивает у детей, какие звуки в
песенке барашка перепутал котенок («б» и «п»). Педагог говорит, что это
звуки-«товарищи», предлагая детям определить, положив руку на горлышко, какой
звук звонкий, а какой — незвонкий.
III. Воспитатель вызывает к себе детей, выдает им
предметные картинки, названия которых начинаются со звуков «б», «бь», «п»,
«пь». Беря картинку, ребенок должен назвать первый звук слова и определить,
звонкий он или незвонкий.
Когда все картинки розданы (по две на каждый звук),
педагог предлагает детям, у которых оказались картинки с первым звуком «п» в
названии, попрыгать на одной ножке и подарить свои картинки «доброму» или
«сердитому брату» (прикрепить к доске). Такого рода задания получают все четыре
пары воспитанников (должны быть задействованы четыре пары звуков).
Воспитатель обращает внимание детей на то, что у
каждого «брата» есть картинки, первый звук в названиях которых мы произносим
звонко, и картинки, в названиях которых первый звук незвонкий. Педагог
вызывает одного из детей, обычно успешно справляющегося с ее заданиями, и
предлагает ему взять у «доброго брата» те картинки, первый звук которых мы
произносим незвонко. Следующий ребенок берет у «сердитого брата» картинки со
звонким первым звуком в названиях; затем — такие же картинки у «доброго брата»
и у «сердитого» — картинки с незвонким первым звуком в названиях.
IV. Игра «Назови слова». Дети называют слова со
звонким звуком «б», потом — с его незвонким «товарищем» «п», с его «добрым братом»
«пь», со звонким «товарищем» «бь».