1. Закреплять умение различать твердость-мягкость
согласных звуком в слове без предварительного интонационного выделения.
2. Учить различать звонкие и глухие согласные звуки в
слове без предварительного интонационного выделения.
3. Называть слова по определенному фонематическому
признаку.
Демонстрационный материал. Фигурки звуков-«братьев»,
набор картинок с названиями, начинающимися с любых парных по твердости-мягкости
звуков («б» — «бь», «м» — «мь», «л» — «ль» и т. д.)
Раздаточный материал. Рабочие тетради, синие и зеленые
фишки.
Ход занятия
I. Воспитатель просит детей тихо произнести слова —
названия своих картинок и обозначить фишками звуки, определив, с «доброго» или
«сердитого брата» начинаются эти слова. Просит детей вспомнить, какая фишка
обозначает «сердитого», какая — «доброго брата».
Дети выполняют задание самостоятельно.
II. Педагог просит подойти к доске тех, у кого есть
картинка, название которой начинается со звука «п». Ребенок (или несколько
детей) выходит, называет свое слово. Воспитатель предлагает «подарить» эту
картинку одному из «братьев». Воспитанники группы вместе с педагогом проверяют
правильность выполнения задания. Затем педагог просит выйти к доске тех, у кого
есть картинки с «добрым братом» звука «п» — звуком «пь».
Так называются четыре-пять пар звуков.
Затем педагог вызывает к доске двоих детей и просит их
взять с доски те картинки, названия которых начинаются со звуков «в» и «вь» (или
любой другой пары звуков, противоположных по твердости-мягкости). Дети,
взявшие картинки, остаются около воспитателя. Таким образом с доски снимаются
все картинки. Дети стоят с картинками в руках, держа их так, чтобы они были
хорошо видны остальным воспитанникам. Педагог предлагает дать детям, которые
стоят у доски, задание. Например: «Пусть звуки „р" и „рь" возьмутся
за руки и покружатся» — и т. п.
III. Воспитатель рассказывает детям о том, что
случилось однажды у ее знакомой девочки Вали. У Вали был очень красивый цветок.
Девочка любила его, ухаживала за ним. Но однажды она забыла его полить. Так
прошел день, другой, третий. Валя играла, читала, а цветок не поливала. И вдруг
она услышала чей-то тихий голосок: «Фалечка, полей меня фодичкой». Удивилась
Валя, оглянулась и видит, что ее любимый цветок весь поник, сил у него совсем
не осталось и он тихо шепчет: «Фалечка, полей меня фодичкой». Валя быстро взяла
лейку, полила цветок. Он ожил и сказал: «Валечка, большое спасибо».
«Что же случилось с Валиным цветком? — спрашивает
детей воспитатель. — Как нужно было правильно произнести эти слова? Какие
звуки цветок поменял в словах? »
Выслушав ответы воспитанников, педагог говорит им, что
звуки «в» и «ф» — «товарищи», прося детей определить, какой из них звонкий, а
какой — незвонкий. Воспитатель просит детей назвать несколько слов со звонким
звуком «в» и с незвонким звуком «ф».
IV. Работа в тетради проводится так же, как на занятии
30.
V. Игра
«Назови слова». Дети называют слова со звонким согласным в начале слова, потом
— слова с незвонким согласным.