I. Работа в тетради. Дети должны найти первый звук в
словах «ваза» и «велосипед», обозначить его фишкой соответствующего цвета.
Произнести названия остальных картинок. Послушать, какой звук — «в» или «вь» —
«спрятался» в каждом из этих слов. Разместить на странице рядом с каждой
картинкой синюю или зеленую фишку. Педагог предупреждает, что слушать себя
нужно очень внимательно, потому что иногда эти звуки «прячутся» в середине
слова. А может быть, в каком-то слове их вообще нет. Если детям трудно,
воспитатель помогает им найти нужные картинки.
П. Педагог прикрепляет к доске фигурки
мальчиков-«звуков» и просит желающих подойти, взять любую карточку на его
столе и «подарить» ее одному из «братьев», предварительно прослушав в слове
первый звук. Таким образом, все карточки прикрепляются к доске, и первые звуки
названий картинок дифференцируются по твердости-мягкости.
III. Педагог бросает мяч одному из детей, называя
любой звонкий согласный звук. Ребенок в ответ должен назвать незвонкий парный
звук. Если детям трудно выполнить это задание, нужно перейти к называнию
твердых и мягких согласных.
IV. Игра «Назови слова». Дети называют слова со звуком
«р», потом — со звуком «рь». Необходимо особо поощрять тех, кто называет слова
с этими звуками в середине или в конце слова.
3. Составлять из слов предложения и читать их по
«живой» модели.
Демонстрационный материал. Игрушки: собака, щенок,
кошка, котенок, две машины — большая и маленькая, кукла, мяч, медвежонок.
Раздаточный материал. Султанчик для каждого ребенка.
Ход занятия
I. 1. Воспитатель показывает детям большую игрушечную
собаку: «Представим, что собака потеряла своего щеночка. Она ищет его, громко
лает». Дети помогают собаке, громко лают. Щенок услыхал маму и залаял
радостно, но тихо.
Подобным образом игра проводится с котенком и кошкой,
большой и маленькой машиной. Воспитатель может дополнить или заменить предложенный
демонстрационный материал другим. Важно достигнуть цели упражнения — научить
детей регулировать громкость голоса.
2. Дети сидят за столами, и каждый из них дует на свой
султанчик так, чтобы цветные бумажные полоски разлетались в стороны. Воспитатель
следит за интенсивностью вдоха и выдоха детей, за тем, чтобы они не
напрягались, не поднимали плечи.
II. Воспитатель рассматривает вместе с детьми большую
и маленькую машины, обращает внимание детей на величину шин. Затем предлагает
детям большим насосом надуть шины большой машины («с-с-с!..»), а потом
маленьким насосом надуть шины маленькой машины («сь-сь-сь!..»). Педагог следит
за мягкостью и твердостью произнесения звуков, в случае необходимости
поправляет детей: «Мы надуваем маленькую шину — „сь-сь-сь!..", а ты все
еще надуваешь большую шину — „с-с-с!.."» Упражнение дети могут выполнять
и в кругу, и стоя у своих столов — по выбору воспитателя.
III. Педагог показывает детям игрушки: куклу, мяч,
мишку. Затем предлагает одному ребенку сказать слово «кукла» громко, другому —
тихо, третьему —- ласково, четвертому — сердито и т.д. «Что можно сказать про
эту куклу? — спрашивает педагог. — Какая она? Большая? Красивая? Нарядная?»
Воспитатель обращает внимание детей на то, сколько
слов они назвали, отмечая, кто какое слово назвал. Затем предлагает детям
поиграть в слова (в процессе игры создаются «живые» модели). Педагог вызывает к
доске одну из девочек и говорит: «Ты будешь словом „кукла"». К доске
приглашается еще одна воспитанница, которой предлагается изображать собой слово
«большая». Воспитатель ставит детей рядом и повторяет: «Оля — слово
„кукла", а Надя — слово „большая". Давайте вместе „прочтем",
что у нас получилось». Воспитатель слегка дотрагивается указкой до первой
девочки и произносит слово «кукла», затем — до второй, произнося слово
«большая». Педагог переставляет детей местами, предлагая воспитанникам группы
«прочесть» то, что получилось. Воспитатель поочередно заменяет слово «большая»
на те слова, которые назвали дети, и, вызывая соответствующего ребенка, вместе
с детьми «читает» новые словосочетания. Можно сделать множество разнообразных
перестановок, каждый раз подчеркивая: «Это слово... Переставим слово...» — и
т. д.
Затем воспитатель продолжает игру, используя для
построения «живых» моделей игрушки: мяч, медвежонка или другие (на выбор
воспитателя). Воспитателю необходимо вызвать всех детей группы и для построения
«живой» модели, и для самостоятельного чтения.