I. Воспитатель с Петрушкой в руках объясняет детям,
что в гости к ним пришел Петрушка и принес с собой зубную щетку. Петрушка научился
хорошо чистить зубки (воспитатель разговаривает с Петрушкой, тот на ушко
воспитателю отвечает на вопросы, а педагог озвучивает его ответы детям).
Петрушка рассказывает, как правильно чистить зубки: сначала — нижние, затем —
верхние; рот приоткрыт, зубы сомкнуты. Затем Петрушка просит детей показать,
как они чистят зубки (дети изображают зубную щетку пальцем, не дотрагиваясь до
зубов). Петрушка обходит всех детей, хвалит их, поправляет, радуется. Все
упражнение проводит Петрушка, а не воспитатель. Когда дети показывают Петрушке,
как хорошо они почистили зубки, должны быть видны и верхние и нижние зубы
детей.
II. Петрушка рассказывает о том, как он пошел осенью
гулять в парк и вдруг услышал: «Ш-ш, ш-ш, ш-ш...» Он остановился, прислушался
— тихо. Снова пошел по дорожке, усыпанной осенними листьями, и опять услышал:
«Ш-ш, ш-ш, ш-ш...» Петрушка испугался и убежал домой. Не подскажут ли дети,
что это такое страшное он слышал?
Дети должны ответить, что это сухие листья шуршали под
ногами Петрушки. И по просьбе воспитателя все выходят из-за столов и ходят по
комнате, «шурша листьями»: «Ш-ш, ш-ш, ш-ш...» (произносить звук нужно
прерывисто). Воспитатель следит за правильностью и громкостью произнесения
звука.
Затем педагог предлагает послушать, как шумит ветер в
листве деревьев»: «Шшш...» (слитное произнесение звуков). Дети то изображают
шум качающихся от ветра ветвей деревьев и произносят: «Шшш...», то ходят и
«шуршат листьями»: «Ш-ш, ш-ш, ш-ш...» По просьбе воспитателя «ветер» то
усиливается («сильнее раскачиваются ветки», дети громче произносят
соответствующий звук), то стихает (воспитанники произносят звук тише).
Упражнение повторяется два-три раза.
III. На столе воспитателя — игрушки: кошка, лисичка,
мишка. Педагог показывает детям кошку и спрашивает, каким словом можно назвать
эту игрушку («кот», «кошка», «котенок», «кошечка»). Воспитатель повторяет
каждое слово: «Хорошее слово ты подобрал», — а затем обобщает: «Вы произнесли
много слов. Они похожие, но разные. Есть коротенькое слово — „кот", а есть
длинное — „кошечка". Посмотрите, как можно „измерить" эти слова».
Педагог подзывает к себе одного из детей, соединяет вплотную его ладошки, а
затем произносит слово «кот», слегка разводя руки ребенка; снова их соединяет —
«кошечка»— и разводит. Желательно вызвать к доске побольше детей. Каждый ребенок
произносит слово и разводит руки в соответствии с тем, какое слово он
произносит. Воспитатель помогает, следя за тем, чтобы дети произносили слова
медленно, певуче, но не по складам. Так дети называют все игрушки, которые
воспитатель им демонстрирует. Педагог показывает, как можно менять слова, увеличивая
их протяженность: «Мишка — медведь, медвежонок, мишутка; лиса — лисичка, лисонька».