1. Знакомить детей с устройством речевого аппарата,
проводить артикуляционную гимнастику.
2. Закреплять произнесение звуков «ш» и «с» и
дифференцировать их.
3. Формировать у детей умение слышать звуки,
интонационно выделяемые в слове воспитателем.
Демонстрационный материал. Предметные картинки, в
названиях которых есть звуки «ш» и «с» в разных позициях («Шапка», «Шарф»,
«Машина», «Мишка», «Сумка», «Сачок», «Лиса», «Коса» и т. п.).
Ход занятия
I. Сказка о веселом Язычке. Воспитатель рассказывает
детям сказку. «Жил-был на свете Язычок. Жил он в домике, который назывался
„ротик". Домик Язычка открывался и закрывался
(воспитатель медленно, четко сжимает и разжимает зубы). Чем закрывался домик?
Зубами. Нижние зубки — это крылечко, а верхние — дверка. Любил Язычок из своего
домика выглядывать на улицу. Откроет дверку, высунется из нее и опять спрячется
в домик (воспитатель несколько раз высовывает язык и прячет его).
Язычок был очень любознательный. Все ему хотелось
знать и уметь. Увидит, как котенок молоко лакает, и думает: „Дай-ка и я так
попробую!" Высунется Язычок на крылечко и опять спрячется, высунется и
спрячется. Давайте все вместе высунем язычок! А теперь спрячем его. (Упражнение
проделывается сначала медленно, а затем все быстрее и быстрее.) Совсем как у
котенка у нас получилось.
Язычок был веселый. Он любил петь песенки. Услышит,
как дети кричат: „А-а-а!..", — откроет дверку домика широко-широко и тоже
запоет: „А-а-а!.." Услышит, как лошадка ржет: „И-и-и!..", — дверцу
слегка приоткроет, оставив лишь маленькую щелочку, и поет: „И-и-и!.." Услышит,
как паровоз гудит: „У-у-у!..", — кругленькую дырочку в дверце сделает и
поет: „У-у-у!.." (Каждый раз, продемонстрировав действия Язычка,
воспитатель предлагает детям спеть песенку вместе с ним.)
Так у Язычка и весь день незаметно пройдет. Устанет
Язычок, закроет дверку своего домика и ляжет спать. Вот и сказке конец»1.
II. Воспитатель напоминает детям, чьи песенки они уже
научились петь: большого насоса («с-с-с!..»), маленького насоса
(«сь-сь-сь!..»), ветра («шшш...»), опавших осенних листьев ( «ш-ш, ш-ш,
ш-ш...»). Воспитатель демонстрирует картинки, в названиях которых есть звуки «ш»
и «с». Дети выходят по одному к доске, называют предметы, изображенные на
картинках, вместе с воспитателем «измеряют» каждое слово; воспитатель каждый
раз отмечает: «Ты хорошо (громко, правильно и т. п.) произнес слово...»
Затем педагог предлагает воспитанникам отгадать
загадку: чья песенка осталась в слове? Воспитатель поочередно называет слова,
интонационно выделяя при этом звук «ш» или звук «с». Дети должны определить,
в каком слове слышна песенка насоса, в каком — ветра и т. д. Если дети хорошо
справляются с заданием, можно попросить желающих произнести слово так же
(например, чтобы была слышна песенка ветра).
Педагог должен помнить о том, что такое произнесение
трудно для детей, этому нужно учить от занятия к занятию. Особенно сложно детям
менять свое произношение, если звук, который необходимо произнести, находится в
середине слова. Однако воспитатель должен постоянно предлагать детям
произносить и такие слова, иначе они привыкнут выделять звуки только в легких
позициях. Вначале педагог должен (и с некоторыми детьми — довольно
продолжительное время) произносить слово вместе с ребенком, чтобы тот
ориентировался на произношение воспитателя как на образец.
Детей нужно всячески поощрять за малейшее достижение и
ни в коем случае не делать замечаний в случае неудачи: «Уже выходит лучше, а
завтра получится еще лучше. Молодец!»