1. Формировать у детей умение регулировать громкость
голоса, дыхание.
2. Формировать умение правильно произносить звук «з» и
закреплять правильное произнесение звука «з».
3. Формировать умение слышать звуки, интонационно
выделяемые в слове воспитателем.
Демонстрационный материал. Игрушки: собака, кошка,
корова и другие из имеющихся в наличии. Предметные картинки, в названиях
которых есть звук «з».
Раздаточный материал. Для каждого ребенка — картинка с
изображением щенка, котенка, теленка и других животных, в соответствии с игрушками,
выбранными в качестве демонстрационного материала. Султанчик для каждого
ребенка.
Ход занятия
I. 1. Воспитатель раздает детям картинки — рисунки
детенышей животных — и предлагает поиграть. Дети будут изображать детенышей —
щенят, котят и других — в зависимости от того, какое животное они видят на
картинке. Называя животное, воспитатель просит его «детенышей» поднять свою
картинку. Когда мама громко позовет своих деток, они должны ей тихонько
ответить (они маленькие, громко отвечать еще не умеют) и подбежать к ней.
Воспитатель предупреждает детей о том, что они должны внимательно слушать, чья
мама зовет своих деток, чтобы к кошке не побежали щенята и т. д. Педагог
поднимает, например, картинку с изображением кошки и громко зовет: «Мяу!»
Дети, которым выдана картинка с изображением котенка, тихо отвечают: «Мяу!» — и
выходят к доске и т. д.
II. Игра «Комарики». Воспитатель напоминает детям, что
летом они видели комаров. Педагог вместе с детьми вспоминает, как поет комар:
«Ззз!..» Затем предлагает воспитанникам поиграть. Дети изображают комаров. Они
бегают по комнате, расставив руки, и поют: «Ззз!..» — (сплошной звук). А потом
прилетели маленькие комарики (воспитатель отделяет детей, лучше других
справляющихся со звуком «з»). Маленькие комарики поют по-другому: «Зьзьзь!..»
(сплошной звук). Затем по команде воспитателя летают и поют по очереди то
большие, то маленькие комарики.
III. Воспитатель на доске демонстрирует детям
различные предметные картинки. Дети хором называют изображенные на них
предметы, по мере появления картинок на доске («Коза», «Звезда», «Заяц»,
«Роза», «Зонт» и т. д.).
Педагог говорит: «Комарики, улетая, оставили в этих
словах свою песенку. Какую же?» (Дети должны ответить: «ззз!..»). Воспитатель
произносит каждое слово с интонационным выделением звука «з». Вызывает к
доске желающих и вместе с ними произносит слова с интонационным выделением звука
«з», учит детей произносить слова в соответствии с образцом. Обращает внимание
детей на то, что в словах есть «песенка» только больших комаров, а маленькие
комарики своей песенки — «зьзьзь!..»—не оставили.