1. Совершенствовать речедвигательный аппарат ребенка,
обучать его регулированию силы голоса.
2. Закреплять произнесение звуков «з» и «зь».
3. Учить детей слышать интонационно выделенный звук в
слове и выделять его самостоятельно по образцу.
Демонстрационный материал. Мишка, ложка, предметные
картинки, в названиях которых есть звуки «з» и «зь».
Раздаточный материал. Учебные тетради и карандаши для
работы в них.
Ход занятия
I. Игра «Эхо». Дети становятся в два ряда напротив
друг друга (у противоположных стен). Воспитатель рассказывает им, что такое
эхо, и предлагает поиграть: дети пришли в лес (одна группа) и стали громко
кричать. Им ответило эхо (вторая группа детей будет произносить те же слова),
но тихо. Воспитатель вместе с первой группой детей кричит громко: «А-а-а!»
Вторая группа по знаку педагога отвечает тихо: «А-а-а!..» Так же и с остальными
гласными звуками — «о», «э», «и», «у», «ы». Затем дети меняются ролями. В
конце игры дети кричат: «Ау!..»
И. Дети сидят за своими столами. Воспитатель говорит,
что к ним пришел мишка и хочет угостить всех медом. Пусть каждый широко откроет
рот, и мишка даст ему ложку меда. Педагог с мишкой в руках подходит к каждому
ребенку, и мишка, держа в лапах ложку, угощает детей ( не дотрагиваясь ложкой
до рта). Каждый ребенок, получив «ложку меда», закрывает рот. Затем воспитатель
предлагает детям облизать губки, т. к. они стали «липкими от меда». Упражнение
повторяется два раза. Воспитатель следит, чтобы дети целиком высовывали язык,
облизывая и верхнюю, и нижнюю губу.
III. Воспитатель выставляет предметные картинки, в
названиях которых есть звуки «з» и «зь». Педагог напоминает детям, что на
предыдущем занятии свою песенку оставили в словах только большие комары, а
сегодня и маленькие комарики оставили свою песенку. Педагог вспоминает вместе
с детьми, стараясь передать им всю инициативу ответа, как поют большие комары,
а как — маленькие. Предлагает детям игру «Кто внимательный». Воспитатель
произносит слово так, чтобы в нем была слышна песенка комара. Если в слове
«поет большой комар», все дети начинают петь его песенку (произнося не слова, а
только звук «з»), а если звучит песенка маленького комарика — все повторяют эту
песенку.
IV. Воспитатель просит детей открыть тетради (занятие
6). Дети вместе с педагогом рассматривают иллюстрации, называя все, что изображено
на картинках. Воспитатель предлагает детям тихонько (про себя) назвать каждый
рисунок и подумать, песенка какого комара — большого или маленького — слышна в
этом слове. Первое слово лучше разобрать совместно. Желательно начать со слова
«корзина». Воспитатель произносит слово «корзина» с интонационным выделением
звука «зь»: «корзззина» — и просит детей определить, чью песенку они на
листок). Посидели жуки, отдохнули и опять полетели в лес (дети ведут руками и
жужжат)». Игра повторяется два раза.
III. Игра «Эхо». Воспитатель произносит слова, а дети
повторяют их точно так же, как они были произнесены педагогом. Воспитатель называет
слова с интонационным выделением звука «ж» в разных позициях («жжук, жжаба,
рожжок, кожжа, морожженое» и т. д.). Дети отвечают хором.
IV. Игра в кругу с мячом. Воспитатель произносит слово
с интонационным выделением звука «ж» и бросает мяч одному из детей. Тот повторяет
слово, сказанное воспитателем (воспроизводит его интонацию), и возвращает мяч.
В процессе игры необходимо учесть следующее: 1)
воспитатель бросает мяч каждому ребенку с очень близкого расстояния, чтобы
внимание детей было обращено не на то, чтобы поймать мяч, а на то, чтобы
правильно произнести слово; 2) необходимо следить, чтобы слова со звуком «ж» в
начале слова «доставались» детям, которые испытывают трудности при обучении, а
слова со звуком «ж» в середине — более успешно обучающимся детям. Но в любом
случае воспитатель произносит слово-ответ вместе с ребенком, интонационно
выделяя звук «ж», чтобы ребенок имел перед собой образец.