1. Совершенствовать артикуляционный аппарат детей,
развивать дыхательную систему.
2. Закреплять произнесение звуков «ж» и «з» и
дифференцировать их.
3. Обучать детей самостоятельному интонационному
выделению звука в слове.
Демонстрационный материал. Кукла, предметные картинки,
в названиях которых есть звуки «ж» и «з».
Раздаточный материал. Учебные тетради, карандаши.
Ход занятия
I. 1. В гости к детям пришла большая кукла Наташа. Она
хочет научить детей строить крепкий «заборчик» из зубов. Кукла рассказывает,
что она уже научила воспитателя строить такой «заборчик» . Педагог улыбается,
причем видны крепко сжатые верхние и нижние зубы; в таком положении удерживает
рот несколько секунд. Затем кукла предлагает детям сделать такой же
«заборчик». Она обходит всех детей, проверяя правильность выполнения
упражнения. В случае необходимости индивидуально показывает (с помощью
воспитателя), как это нужно делать, тем детям, которые выполняют упражнение
неправильно. Обязательно хвалит детей: «Молодцы! Вы научились „строить
заборчик" из зубов, я ни у кого не увидела язычка: так хорошо вы его
спрятали за „заборчиком"».
2. Кукла говорит детям, что в ее имени «спряталась»
песенка ветра, и предлагает сказать слово «Наташа» так, чтобы все эту песенку
услышали. Вместе с желающим ребенком кукла произносит это слово. Она говорит
детям, что когда они поют песенку ветра, у них изо рта должен идти теплый
воздух. Предлагает детям поднести ладошку тыльной стороной к губам и спеть
песенку ветра: «Шшш!..» Затем кукла обходит всех воспитанников, каждый раз
подставляя свою ладонь, и хвалит детей даже в том случае, если у кого-то из них
еще не получилось произнести звук «ш» и струя воздуха холодная.
II. Воспитатель говорит детям, что принесла на занятие
волшебный мешочек. В нем лежат картинки, в названиях которых «спрятались»
чьи-то песенки. «Мы будем доставать эти картинки, — говорит педагог, — и
находить песенки».
Дети по одному выходят к воспитателю, достают из
«волшебного» мешочка картинки, называют их, и воспитатель повторяет каждое слово,
названное ребенком, но уже с интонационным выделением нужного звука, например:
«Ты сказал слово „ваза". Послушаем, чья песенка «прячется» в этом слове:
„ваззза..."» Если ребенок не отвечает, педагог продолжает: «Ваззза... Что
это звенит в этом слове? Чья это песенка?»
Определив, чья это песенка — комара или жука, —
ребенок сам прикрепляет картинку к доске, повторяя слова с интонационным выделением
нужного звука. Слова, где выделяемые звуки являются первыми в слове,
воспитатель предлагает детям произнести самим, но при малейшем затруднении
сразу приходит на помощь.
Необходимо постоянно помнить, что произнесение слова с
интонационным выделением нужного звука ново и трудно для ребенка, т. к. он должен
научиться произвольно менять свою артикуляцию. Поэтому очень долгое время
многие дети будут нуждаться в образце, на который они будут ориентироваться,
выравнивая свое произношение.
III. Воспитатель просит детей открыть тетради (занятие
8), проверяет, все ли нашли нужную страницу.
Работа проводится точно так же, как и на занятии 6:
сначала называется все, что изображено на странице; потом дети соединяют
каждую картинку с изображением жука или комара. Можно предложить детям выполнить
все самостоятельно, без разбора образца, напомнив, что нужно работать так же,
как и на занятии 6 (игра «Комарики»). Только здесь нужно найти в слове песенку
жука или комара и соединить соответствующую картинку с изображением жука или
комара.
В случае если дети испытывают затруднения, необходимо
осуществлять все действия вместе с детьми.