I. Логопедическое упражнение «Качели». Воспитатель
напоминает детям, как они качаются на качелях: то взлетают вверх, то опускаются
вниз — и предлагает «покачать на качелях язычок». Для выполнения этого
упражнения рот должен быть приоткрыт, губы растянуты в улыбке, зубы должны быть
видны. Нужно широкую часть языка положить на нижние зубы и удерживать язык в
таком положении ( воспитатель считает про себя до пяти ), потом по команде
педагога положить язык широкой частью на верхние зубы, удерживая его в этом
положении. Воспитатель показывает, как «качается его язык на качелях», а потом
предлагает сделать это детям. Поочередно под команду воспитателя «вверх-вниз»
дети меняют положение языка. Упражнение повторяется три-четыре раза.
II. Воспитатель ставит на стол домик-ширму и говорит
детям, что там живет одно дружное семейство. А кто там живет, они должны
догадаться, послушав, как разговаривают жильцы домика.
Педагог ставит рядом с домиком курицу, петушка и
цыпленка и называет их, интонационно выделяя звук «к»: «домиккк», «петушоккк»,
«кккурица», «цыпленоккк». Воспитатель спрашивает детей, услышали ли они, как
она в этих словах громко произносила звук «к», повторяет каждое слово еще раз с
интонационным выделением этого звука и после произнесения каждого слова
спрашивает детей, услышали ли они в нем звук «к», а затем спрашивает выборочно
детей индивидуально, какой звук она громко произнесла в слове «петушоккк»,
добиваясь ответа: «Звук „к"» т. д.
III. Воспитатель предлагает детям поиграть в поезд.
«Поезд» будет «ездить» по комнате и останавливаться на разных «станциях».
«Станции» — стулья. Каждая «станция» имеет свое название — по названию игрушки,
которая находится на этом стуле. Дети выстраиваются друг за другом и «едут» по
комнате, стуча ногами и произнося: «Чу-чу-чу-у-у!» Педагог в начале игры
возглавляет «поезд», показывая детям все необходимые движения. Доехав до первой
станции, поезд прекращает свое движение, и воспитатель объявляет: «Остановка
„Ккуккла"», четко подчеркивая с помощью интонации звук «к». Педагог просит
назвать станцию нескольких детей (по одному), произнося слово с интонационным
выделением звука «к» вместе с ними. Игра продолжается до тех пор, пока не будут
названы все остановки. По окончании игры воспитатель обращает внимание детей
на то, что во всех названиях остановок («Кукла», «Кошка», «Собака» и других)
есть звук «к».