1. Учить детей дифференцировать твердые и мягкие
согласные звуки.
2. Ввести знаковое изображение твердых и мягких
согласных звуков.
3. Учить детей интонационно выделять звуки в слове и
относить их к тому или иному знаку.
4. Учить детей называть слова, начинающиеся с твердого
или мягкого согласного звука.
Демонстрационный материал. Фигурки мальчиков. Они
похожи, однако у одного сердитое лицо, у другого — ласковое(. «Сердитый» одет в
синий костюмчик, «добрый» — в костюмчик того же фасона, но зеленый. Предметные
картинки, в названии которых есть звуки «л» и «ль» («Лисица», «Лыжи», «Лук»,
«Лягушка», «Ложка», «Лист», «Ослик», «Волк»); фишки-игрушки.
Раздаточный материал. Учебные тетради, карандаши.
Ход занятия
I. Воспитатель напоминает детям о звуках-«братьях»:
«Сегодня к нам на занятие пришли два брата. Вы уже слышали о них. А теперь вы
познакомитесь с ними поближе. Один брат всегда сердитый, а другой — добрый».
Педагог прикрепляет к доске картинку — фигурку мальчика с сердитым лицом,
рассматривает ее вместе с детьми, обращает их внимание на то, что этот брат в
синем костюме, просит назвать несколько звуков этого брата, если надо,
помогает: «Р-р-р, л-л-л, п-п-п, к-к-к» и т. д. Затем прикрепляет к доске
фигурку мальчика с добрым лицом, одетого в зеленый костюм, и спрашивает у
детей, какой он. Просит назвать соответствующие звуки: «Сердитый звук — „р-р-р",
а какой у него добрый братик?» Затем говорит: «Теперь братья всегда будут
заниматься вместе с вами».
П. Воспитатель показывает детям картинки, называет их
с интонационным выделением звуков «л» и «ль» и спрашивает, какие звуки в словах
она произносила громче. Если дети называют только звук «л», педагог должен
похвалить их, но предложить послушать слова «лист», «лиса» и другие с
интонационным выделением звука «ль» и снова спросить, какой звук они лучше
всего услышали в этих словах.
Воспитатель предлагает все те картинки, в названиях
которых есть звук «л», отдать «сердитому брату», а те, в названиях которых есть
звук «ль», отдать доброму брату. Дети по одному выходят, берут со стола воспитателя
любую картинку, произносят ее название с интонационным выделением нужного звука
и прикрепляют ее к доске соответственно около фигурки «сердитого» или около
фигурки «доброго» мальчика. Для выделения того или иного звука в тех словах, в
которых этот звук находится в середине или в конце, необходимо вызывать детей,
более успешно справляющихся с заданиями воспитателя. Когда все картинки будут
прикреплены к доске, воспитатель должен вызвать других детей, которые снимут
картинки, произнеся их названия с интонационным выделением заданного звука.
III. Воспитатель просит, чтобы дети рассмотрели
страницу в учебной тетради, назвали каждую картинку, послушали первый звук в
слове и подумали, какому братишке отдать ту или иную картинку. Потом дети
должны стрелкой соединить каждую картинку с рисунком «доброго» или «сердитого
брата».
IV. Игра с мячом. Воспитатель кидает ребенку мяч и
называет любой твердый согласный звук. Ребенок должен вернуть мяч, назвав парный
мягкий звук («доброго братика»). В случае малейшего затруднения воспитатель
сразу приходит на помощь. Следует помнить, что это очень трудное задание. Затем
наоборот: воспитатель называет мягкий согласный звук, дети — парный твердый
звук.