1. Ввести термин «предложение». Учить составлять
модель предложения из двух слов и распространять его до трех-четырех слов (по
«живой» модели).
2. Продолжать учить детей интонационно выделять звук в
слове и относить этот звук к соответствующему знаковому изображению.
3. Продолжать учить детей называть слова с твердым или
мягким согласным звуком в соответствии со знаковым изображением.
Демонстрационный материал. Игрушечный заяц, предметные
картинки, в названиях которых есть звуки «м» или «мь» («Мишка», «Мак»,
«Машина», «Мяч», «Самолет», «Пирамидка» и т. д.); фигурки мальчиков в синем и
зеленом костюмах; набор фишек-игрушек.
Ход занятия
I. Воспитатель показывает пришедшего в гости зайца,
рассказывает о нем какую-нибудь историю, показывает, как заяц пляшет, гуляет,
ест, смеется и т. д. Затем предлагает детям внимательно посмотреть на зайца,
догадаться и сказать, что заяц делает (например, «заяц пляшет»). Выслушав
ответы детей, педагог говорит им, что они произнесли предложение: «Заяц пляшет»
— и предлагает им поиграть в это предложение. Каждый ребенок будет изображать
одно слово. «Первое слово в нашем предложении — „заяц"», — говорит
воспитатель. Вызывает ребенка, который «будет этим словом», уточняет: «Ты —
слово „заяц"». «Второе слово (заяц в это время пляшет) — „пляшет"», —
говорит педагог. Вызывается ребенок, воспитатель уточняет: «Ты — слово
„пляшет"». Воспитатель ставит детей рядом и, ведя вдоль них рукой,
«читает»: «Заяц пляшет», предлагая желающим так же «прочесть» это предложение.
Затем воспитатель меняет детей местами, комментируя вслух: «А теперь слово
„пляшет" мы поставим в предложении на первое место, а слово „заяц" —
на второе», — и предлагает детям «прочесть» новое предложение.
Воспитатель, показывая на зайца, просит детей сказать,
какой он (серый, пушистый, маленький, веселый и т. д.). Выслушав все ответы,
предлагает детям выбрать слово, которое им больше всего понравилось (например,
«веселый»). Тот ребенок, который назвал это слово, выходит к доске и
«становится» этим словом. Все вместе обсуждают, на какое место в предложении
нужно поставить это слово, «читают» предложение, переставляют в нем слова и
вновь «читают».
Можно дополнить предложение, выяснив, как пляшет
веселый заяц и т. п. Все это обыгрывается с помощью «живой» модели предложения.
II. На доске — фигурки двух братьев. Воспитатель
просит детей вспомнить, что это за мальчики. Прикрепляет рядом с фигурками мальчиков
вперемешку все картинки, в названиях которых есть звуки «м» и «мь».
Воспитатель предлагает взять картинку, произнести
слово так, чтобы все хорошо услышали в нем звук «м» или «мь», и «отдать» ее
«сердитому» или «доброму брату».
Воспитатель помогает только тем детям, которые
затрудняются в выполнении задания. Ход выполнения: назвать слово, как обычно,
повторить его с интонационным выделением звука, назвать этот звук отдельно,
определить, «добрый» он или «сердитый», поставить его на соответствующее место.
Воспитатель должен помочь детям: «Назови это слово. Повтори его так, чтобы был
хорошо слышен звук «м» («мь»). Какой звук ты произносил дольше? Он
„добрый" или „сердитый"? Отдай картинку „доброму" или
„сердитому братишке"».
III. Игра «Назови слово». Сначала называются слова со
звуком «м», затем — со звуком «мь».