2. Учить детей интонационно выделять любой первый звук
в слове по образцу, представленному воспитателем.
Демонстрационный материал. Игрушки: Петрушка, самолет,
кукла, машина, белка и др.
Раздаточный материал. Каждому ребенку выдается одна
предметная картинка.
Ход занятия
I. Воспитатель выставляет в ряд все игрушки, просит
детей назвать их. Обращает внимание на то, что игрушки стоят в одном ряду, и
спрашивает, какая игрушка стоит в ряду первой. После ответа детей предлагает
им закрыть глаза, переставляет игрушки и снова спрашивает, какая игрушка стоит
первой. Такие перестановки делаются несколько раз. После каждого ответа педагог
повторяет: «Первая игрушка — самолет» и т.д. Просит детей поставить первой
какую-либо игрушку. Задание повторяется несколько раз, на первое место
ставятся разные игрушки.
Воспитатель вызывает к себе нескольких детей, строит
их в ряд и спрашивает у группы, кто стоит первым. Затем так же, как в задании с
игрушками, происходит перестановка детей с комментарием воспитателя.
Педагог говорит детям, что в словах может быть как
много, так и мало звуков. Напоминает, как они «измеряли» слова, и сообщает, что
в любом слове есть первый звук. Предлагает детям определить первые звуки в названиях
тех игрушек, которые стоят на столе. Педагог поочередно называет игрушки,
интонационно выделяя первый звук, дети называют его изолированно. Можно ввести
дополнительно и отнесение этого звука к категории «добрых»' или «сердитых
братьев». Если группа хорошо справляется с заданием, воспитатель может
предложить детям все сделать самостоятельно: назвать игрушку, интонационно
выделить в ней первый звук, назвать его изолированно, определить, какой он.
П. Игра «Эхо». Воспитатель говорит: «А теперь поиграем
в эхо. Только на этот раз мы будем играть не совсем так, как раньше.
„Эхом" будут все дети, но не все сразу, а по очереди: до кого я дотронусь
рукой, тот и будет „эхом"». Педагог произносит слово с интонационным
выделением любого звука. Ребенок, которого он касается рукой, отвечает так же.
Чтобы избежать затруднений детей, педагог должен давать задания дифференцированно:
детям, успешно выполняющим задания воспитателя, давать задания на интонационное
выделение звуков типа «б», «п», «г», звуков в середине слова; воспитанникам,
испытывающим значительные трудности при обучении, — задания на выделение
сонорных, шипящих звуков и звуков в начале слова.
III. Воспитатель предлагает детям рассмотреть
предметные картинки, которые им выданы, определить, какой звук в их названиях
первый (напоминает, как это сделать), и «отдать» свои картинки «сердитому» или
«доброму братику». Выходя к доске, каждый ребенок должен прокомментировать
свои действия вслух. Например: «Шапка. Ш-шапка. Первый звук — „ш". Он
„сердитый". Отдаю картинку брату в синем костюме». Если дети затрудняются,
воспитатель не подсказывает им, а постепенно подводит их к правильному ответу,
например: «Скажи слово. Скажи еще раз, чтобы мы услышали в нем первый звук
(здесь можно помочь в произнесении). Какой звук в слове первый? Он
„добрый" или „сердитый"? Какому мальчику ты отдашь свою картинку?»
Занятие 19
Программное содержание
1. Учить детей определять и называть первый звук в
слове.
2. Учить детей составлять модель предложения из двух
слов и распространять его до трех-четырех слов.
3. Развивать у детей фонематический слух (учить
дифференцировать твердые и мягкие согласные звуки).
4. Учить детей называть слова, начинающиеся с твердого
или мягкого согласного звука в соответствии со знаковым изображением.
Демонстрационный материал. Игрушечная собака; доска
магнитная, елка из бархатной бумаги, елочные игрушки плоскостные (шарик, пирамидка,
неваляшка, желудь, грибок и т. п.).
Ход занятия
I. Воспитатель показывает детям игрушечную собаку.
Далее ход занятия такой же, как и занятия Воспитатель постоянно употребляет
термины «предложение», «слово» и побуждает детей пользоваться ими: «Что собака
делает? Каким словом это можно назвать? „Лает". Молодец! Ты подобрал
подходящее слово. У нас три слова: „собака", „лает", „громко".
Кто прочтет предложение?