Вступительное слово воспитателя о значении грамоты.
Зачитывание пословиц о грамоте и образовании.
Беседа с детьми
ЗАНЯТИЕ 2
Программное содержание
1. Совершенствовать речедвигательный аппарат ребенка,
тренировать его дыхательную систему.
2. Знакомить ребенка с термином «слово».
3. Формировать у ребенка умение называть звуки «с» и
«сь».
Демонстрационный материал. Куклы для настольного
театра, изображающие героев сказки «Колобок».
Раздаточный материал. Каждому ребенку выдается один
круглый карандаш.
Ход занятия
I. 1. Артикуляционная гимнастика. Цель упражнения —
научить детей задерживать губы в определенном положении.
Воспитатель собирает детей в кружок и предлагает им
поиграть в птенчиков. Птица-мама прилетела и принесла своим детям червячка.
Детки очень хотят есть, они пищат: «Пи-пи-пи». А когда мама подлетает, они
широко раскрывают свои клювики, и мама кладет туда червячка.
Упражнение повторяется три раза в быстром темпе.
2. Игра «Подуем на карандаш». Пусть дети представят
себе, что карандаш — это мышонок, который хочет убежать. Нужно загородить ему
дорогу ручками, чтобы он не убежал. Воспитатель, сидя за своим столом,
показывает детям, как это сделать. Затем дети, сидящие за столами, глубоко
вдохнув, дуют на лежащие перед ними карандаши, загораживая руками дорогу
хотящему убежать мышонку (предотвращая падение карандаша), а воспитатель
проверяет правильность вдоха и постепенность выдоха.
Поменяем в нашем предложении слово „громко" на
слово „тихо" (вызывается новый ребенок). Какое новое предложение у нас
получилось? Давайте прочитаем наше предложение» — и т. п.
II. Воспитатель прикрепляет к доске елку. Проводит
короткую беседу о прошедшем новогоднем празднике. Затем предлагает украсить
елочку игрушками. Показывает детям фигурки-игрушки, те хором называют их.
Воспитатель предупреждает: «Прежде чем повесить игрушку, нужно сказать, какой
первый звук в ее названии». Желающие дети выходят, берут любую игрушку,
называют ее с интонационным выделением первого звука, произносят первый звук
изолированно, прикрепляют игрушку к елке. Если ребенок сразу правильно
называет первый звук, не применяя предварительно интонационное выделение, не
нужно его прерывать: это значит, что он уже овладел полностью этим умственным
действием. Если звук называется неверно, не так, как он звучит в слове, не
сохраняется его мягкость или твердость, воспитатель предлагает ребенку вместе
с ним еще раз произнести слово целиком, но так, чтобы был хорошо слышен первый
звук, и помогает ребенку правильно назвать этот звук.
Дети заняли свои места за столами. К доске
прикрепляются фигурки «мальчиков-звуков». Воспитатель предлагает детям выйти к
доске и «подарить» слова каждому брату, постараться, чтобы у братьев слов было
поровну. Брату в синем костюме нужно дарить слова, начинающиеся с «сердитого»
звука, а брату в зеленом костюме — те, которые начинаются с «доброго».
Необходимо особенно поощрять тех детей, которые произносят не одно, а два
слова, начинающихся с твердого и мягкого согласного.
Каждое названное слово фиксируется черточкой на доске,
разделенной пополам, или фишкой, которая ставится соответственно около фигурки
«доброго» или «сердитого» мальчика. В конце игры подсчитывается, одинаковое ли
количество слов подарено каждому брату.