I. Воспитатель говорит детям, что к ним прилетел жук и
громко-громко жужжит (показывает, как он жужжит). А за ним — много-много жучков
поменьше, и все они громко жужжат. Педагог предлагает детям поиграть в жучков.
Жуки так громко жужжали, что охрипли. Воспитатель показывает детям, как
изменилось пение большого жука: вместо звонкого «жжж» стало слышно «шшш». И все
маленькие жучки вдруг охрипли (дети меняют «ж» на «ш»). Воспитатель выясняет у
детей, что же произошло, какую песенку сначала пели жуки («жжж»), какую —
потом («шшш»), какой звук мы с вами сначала слышали (звук «ж»), каким звук стал
потом (звук «ш»). Воспитатель предлагает детям положить ладошку на шею,
произносить звук «жжж» и почувствовать, как дрожит горлышко. Затем дети, держа
руку так же, произносят звук «шшш» и убеждаются, что горлышко спокойно, не
дрожит.
Воспитатель рассказывает детям, что звуки «ж» и «ш» —
товарищи. Они похожи, но один из них произносится с голосом, а другой — без голоса.
Предлагает детям определить, какой из двух звуков-«товарищей» произносится с
голосом, а какой — без голоса.
II. Воспитатель предлагает детям послушать, как она
говорит, и в случае, если она неправильно произнесет какое-то слово, просит
поправить ее.
1. Из леса прилетел большой шук (дети поправляют
воспитателя, называя слово целиком).
2. Пожар тушат пошарники.
3. Вот колючий серый ешик.
4. На подоконнике сидит беленькая кожечка.
5. Зимой мы надеваем жабку и жубку.
Воспитатель отмечает, что дети отлично исправили все
ее ошибки, когда она путала в словах звонкий звук «ж» и незвонкий «ш».
III. На доске вперемешку размещены картинки: «Ежик»,
«Ромашка», «Шар», «Жаба», «Матрешка», «Ножницы». Воспитатель просит детей назвать
картинки, а потом расставить их: в один ряд — те, в названиях которых есть звонкий
звук «ж», в другой — те, в названиях которых есть незвонкий звук «ш».
IV. Игра «Назови слова». Дети должны назвать слова со
звонким звуком «ж» в любой части слова.
Упражнение повторяется три раза. Воспитатель следит за
позой каждого ребенка, за тем, чтобы дети не напрягались, дуя на карандаш.
П. Воспитатель вместе с детьми повторяет русскую
народную сказку «Колобок». По ходу рассказа каждое названное действующее лицо
(Колобок, Заяц, Волк, Медведь и т. д.) сопоставляется с соответствующей фигуркой
— куклой настольного театра, и эта фигурка вручается кому-то из детей. В итоге
у доски стоят дети с фигурками персонажей сказки в руках.
Воспитатель просит каждого ребенка назвать своего
героя сказки и, повторяя за ним имя сказочного персонажа, добавляет, например,
следующее: «Ты назвал игрушку словом „заяц". Кто хочет повторить это
слово?» Педагог предлагает всем воспитанникам группы поочередно назвать каждую
игрушку и при этом произнести слово громко или тихо, ласково или сердито (таким
образом дети учатся произвольно регулировать силу голоса).
Затем воспитатель просит детей снова занять свои
места, предупредив: «Я скажу слово, и тот, чью игрушку я назову, положит ее на
мой стол и сядет на место». После выполнения задания каждым ребенком воспитатель
подводит итог: «Я сказала слово „заяц", и Вова положил своего зайца на мой
стол и сел на свое место».
Педагог может назвать слово, которое обозначает не
существующий в сказке персонаж, но при этом отметить: «Я сказала слово
„кошка", а кошки в нашей сказке нет. Я ошиблась. Никто из вас не
отозвался, и это правильно».
III. Игра «Надуем мяч». Дети встают в круг.
Воспитатель предлагает им надуть большой мяч. Вместе с детьми «качает насос»:
«С-с-с!..» Дети постепенно отступают, увеличивая круг. Воспитатель говорит:
«Так сильно накачали, что мяч лопнул, воздух из него вышел:ш-ш-ш!.. Бегите
скорее все ко мне!»
Упражнение повторяется два-три раза. Затем воспитатель
предлагает каждому ребенку надуть маленький мячик: «Сь-сь-сь!..» Педагог
следит за дифференциацией звуков «с» и «сь».
2. Закреплять правильное произнесение звуков «с» и
«сь».
от наличия в ее названии того или иного звука — за
карточкой с рисунком жирафа или за предметной картинкой, изображающей шапку.
III. На доске — фигурки «братьев-звуков». Под каждой
из них — по несколько фишек соответствующего цвета.
Воспитатель берет две картинки («Морковка» и «Медведь»),
дает их двум детям и просит каждого из них взять фишку у «доброго» или «сердитого
брата», чтобы обозначить первый звук в данном слове. Так раздается несколько
пар картинок. Все дети остаются у стола воспитателя. Затем педагог говорит: «А
теперь ко мне подойдет звук „м" и покажет, у какого брата он взял фишку».
Воспитатель вслух проверяет соответствие цвета фишки качеству звука, определяя
вместе с детьми, правильно или неправильно выполнено задание.
IV. Игра с мячом. Воспитатель называет любой звук,
ребенок — парный по твердости-мягкости звук.
Занятие 28
Программное содержание
1. Продолжать знакомить детей со звонкими и глухими
согласными звуками.
2. Обучать детей самостоятельному определению
звонкости-глухости согласного звука.
3. Обучать умению находить пару звонкому и глухому
согласному звуку.
4. Учить называть слова по определенному
фонематическому признаку.
Демонстрационный материал. Фигурки мальчиков-«звуков»,
предметные картинки, в названиях которых есть звуки «з», «зь», «с», «сь»;
набор фишек-игрушек.
Раздаточный материал. Учебные тетради, зеленые и синие
фишки.
Ход занятия
I. Воспитатель предлагает детям поиграть в комариков.
Одни дети — большие комары, они поют песенку: «Ззз» (дети должны это сами вспомнить),
другие — маленькие комарики, они поют: «Зьзьзь». Комарики летают по комнате и
так громко звенят, что осипли, потеряли голос и вместо звуков «ззз» или
«зьзьзь» стали тихо петь: «Ссс» или «Сьсьсь» (хорошо, если найдутся дети,
которые сами смогут заменить звонкую песенку комаров на незвонкую).