Цель: закрепить навыки четкого произношения и различения звуков Р и РЬ; закрепить образ буквы Р.
Задачи: I учить детей внимательно вслушиваться в
речь взрослого, правильно понимать логико-грамматические конструкции;
закрепить навыки четкого произношения и различения звуков Р и РЬ в
словах и предложениях; развивать фонематические восприятие;
совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности, развивать
звуко-слоговые представления детей; закрепить графическое изображение
буквы Р, осуществляя профилактику дисграфии; совершенствовать
практическое употребление существительных в косвенных падежах; II
развивать слуховое внимание, слуховую и зрительную память;III
воспитывать навыки учебной деятельности (умение отвечать на вопросы
полными предложения, контролировать поставленные звуки)
Материал: телефон, символы звуков Р и РЬ,
фланелеграф, фигурки, картинки: поезд, деревня, ручка, картинки по темам
со звуками Р и РЬ и без звуков, игрушка Звукоедик - злой и добрый,
жетоны, мяч, буква Р, буквы разрезной азбуки, счетные палочки.
Ход занятия:
I Оргмомент. Сядет тот, кто ответит, правильно ли я сказала предложения:
1. Телега везет лошадь. (Нет, а как правильно?); 2. Кошка поймала
мышку; 3. Лошадь везет телегу; 4. Мышка поймала кошку; 5. Фонарь
освещается улицей; 6. Улица освещается фонарем.
II (Звонит телефон) «Алло! Здравствуй, Матроскин! Привет, Шарик! Вы
приглашаете нас в гости? Спасибо за приглашение. До свидания!» Ребята,
кот Матроскин и пес Шарик приглашают нас в гости в деревню
Простоквашино. Вы хотите поехать в Простоквашино? У Матроскина и Шарика
есть любимые звуки. Отгадайте, какие это звуки, я их выделю голосом:
Матррроскин, Шарррик. (Р и РЬ).
Сегодня по приглашению кота Матроскина и пса Шарика мы поедем в Простоквашино и вспомним звуки Р и РЬ.
III (Показ символов звуков) Собака грозно рычит: рррр. Маленький
щенок рычит: рьрьрь. Что делает наш язык, когда мы произносим эти звуки?
Рот закрыт или приоткрыт? Что делают губы? Дайте характеристику звукам Р
и РЬ.
IV Игра «Поймай звук». Ловим ладошками звуки Р и РЬ. Закройте глаза:
р, б, мь, рь, ра, жа, ря, бю, ам, ру; рак, кошка, рыба, домик, букварь,
ёжик, чемодан, топор,…
V. Раз мы собираемся в гости, нам надо купить подарки жителям деревни
Простоквашино. Отправляемся по магазинам. В магазине поселился злой
Звукоедик. Звукоедик съедает в словах звуки Р и РЬ. Передаем Звукоедика,
исправляем слова: …епка, …ыба, б…юкки, г…уша, топо…, снеги… Молодцы,
исправили все слова правильно, и злой Звукоедик превратился в доброго
Звуковичка. И мы пойдем за покупками в магазин, покупать подарки нужно
только со звуком Р или РЬ. Алёша, пойдет в мебельный магазин; Ксюша – в
продуктовый, Гриша – в магазин посуды; Никита – в магазин «Товары для
дачи»; Влад – в магазин посуды. Что купили? Какой звук в твоем слове,
где он находится?
VI Подарки приготовили, садимся в поезд, поехали. (Показ картины) А
вот и деревня Простоквашино. (Показ фигурок на фланелеграфе) Кто нас
ждет встречает? (дядя Фёдор, корова Мурка, пес Шарик, кот Матроскин,
теленок Гаврюша, почтальон Печкин). В каких именах слышится звук Р
(Федор, Матроскин, Мурка), а в каких звук РЬ (Гаврюша, Шарик)? С кем мы
поздороваемся? (С дядей Федором, псом Шариком, котом Матроскиным,
коровой Муркой, теленком Гаврюшей, почтальоном Печкиным.) Кому и что мы
привезли в подарок? Ксюша, кому и что ты подаришь?
VII Матроскин хочет поиграть с вами в игру «Чего ни стало».
Посмотрите на картинки, запомните их, закройте глаза, сейчас Матроскин,
какую-то картинку уберет.Чего ни стало?
VIII Дядя Федор предлагает поиграть в игру « Придумай слово по
первому слогу»: Ра-ра-ра, начинается игра, я прошу со слога Ра мне
сейчас назвать слова (ракета, ракетки, рана, радуга, работа, радио,
раковина, раки,…) (Даю жетоны)
Физминутка. У дяди Федора большой огород, поможем ему вскопать грядки.
Мы лопатки взяли,
Грядки раскопали.
Грабли в руки взяли,
Грядки разровныли.
Семена рядами
Дружно мы сажали,
А потом водою
Теплой поливали.
IX Игра с мячом «Найди место звуку». Вставьте в слово, в которое я
назову звук Р или РЬ. Он должен быть вторым: пуд – пруд, кот-…, битва
-…, тюк -…, тяпка -…, пятки -…, кошка -…
X Печкин любит сочинять стихотворения, послушайте, какое
стихотворение придумал Печкин про дядю Федора, в нем много слов со
звуками Р и РЬ:
Есть у Федора огород
В нем морковка растет
И горох, и помидоры
Рядом огород Федоры
В основном там помидоры.
Читаю еще раз, на каждое слово со звуками Р и РЬ, вы берете счетную палочку.
Сосчитайте, сколько у вас палочек, сколько слов со звуками Р и РЬ было в стихотворении?
XI Вместе с жителями Простоквашино мы вспомнили звуки Р и РЬ. Какой буквой обозначаются эти звуки? (Показ буквы Р)
Букву Р писать не сложно
Справа к палке осторожно
Подрисуем мы флажок.
И получится флажок.
Из каких элементов пишется буква Р? Какие это элементы? Теленок
Гаврюша написал на доске буквы. Все ли буквы написаны правильно?
Зачеркнем неправильные буквы.
XII Дядя Федор скоро, как и вы, пойдет в первый класс. Отгадайте, что
понадобится для письма в школе Дяде Федору. Я разбросаю это слово на
звуки, а вы приготовьте ладоши, «соберите» звуки в целое слово
Звуко-слоговой анализ слова РУЧКА, выложите из букв это слово.
Итог занятия. Ребята, нам пора возвращаться в детский сад. У кого в гостях мы побывали? Какие звуки повторяли? Сели в поезд. |