Слыш
тоже очень хотел научиться играть на каком-нибудь музыкальном инструменте. И
тогда его бабушка подарила внуку трубу. Слышу понравился большой и блестящий
инструмент. Он начал учиться играть на трубе: б-б, б-б — гудел Слыш целый день.
Вечером пришла Буковка посмотреть, как ее друг учится играть на трубе.
—
Знаешь, Буковка, моя золотая труба очень интересно гудит. Послушай, я произнесу
ее песенку. Но сначала потренирую свои губы.
Упражнения для губ. Предложите ребенку потренировать губки вместе со Слышем, выполните
несколько упражнений перед зеркалом. Каждое упражнение делайте по 5—7 раз.
«Улыбка» — улыбнуться,
с напряжением обнажив сомкнутые зубы.
«Трубочка» — с
напряжением вытянуть вперед губы, зубы сомкнуты.
«Улыбка-трубочка» — чередование первых двух упражнений.
—
Б-б-б, — произнес Слыш. (Губы опять не хотят пускать воздух, а
воздух все равно прорывается между ними, и губы сердятся, «бурчат», шлепают
друг о дружку.)
Задание «Произнеси звук». Попросите ребенка произнести звук [б] правильно, в
соответствии с описанной артикуляцией. Следите за положением губ, языка,
работой горлышка и дыханием.
А
потом Слыш решил описать новый звук.
Задание «Опиши
звук». Помогите Слышу описать
звук [б]. Спросите ребенка: «Если воздух при произнесении звука встречает
преграду, какой это звук?» (Согласный.)
Теперь попросите ребенка определить место преграды и описать ее: воздуху
мешают свободно выходить изо рта губки, они смыкаются и не пускают воздух.
Далее спросите: «Этот звук звонкий или глухой?» Чтобы ответить на этот вопрос,
ребенок может закрыть ушки ладонями и произнести [б]. Если ушки «гудят», звук
звонкий, если не гудят — глухой. Также можно приложить ладонь к горлышку. Затем
определите, может ли этот звук быть мягким и твердым. Произносите вместе с
ребенком этот звук твердо: [б] (помогите себе кулачком — сильно его сожмите).
Затем произносите этот звук мягко: [б'] (кулачок сжимается слабо, губы
улыбаются). Далее попросите ребенка дать полное описание звука: этот звук
согласный, звонкий, может быть и твердым, и мягким.
Слыш
принялся называть разные предметы и проверять, есть ли в них звук |б].
Игра - «Есть ли в названии предмета звук [б]». Попросите ребенка помочь Слышу. Называйте различные
слова. Если ребенок слышит заданный звук в слове, то он хлопает в ладоши или
кивает головой. Рекомендуемые слова: барабан, баран, тапки, булка, Аня, Оля,
Буковка, бабушка. Затем попросите ребенка самому назвать слова, в которых
встречается звук [б].
Буковка,
как всегда, захватила с собой волшебный карандаш и листок бумаги, на котором
она написала букву «Б». А вот и стихотворение:
Буква
Б с большим брюшком,
В
кепке с длинным козырьком. (А. Шибаев)
Игра «Напиши букву». Предложите ребенку написать в тетради новую согласную букву. Сначала вы
пишете большую печатную букву «Б», читая ребенку вслух стихотворение. Затем
малыш пишет эту же букву и сам рассказывает про нее стихотворение. Когда большая
буква «Б» будет получаться достаточно хорошо, попробуйте вместе с ребенком
написать маленькую печатную букву «б».
На
этот раз Буковка решила, что буква «Б» — это бабушкина буква и ее буква, потому
что в этих словах («бабушка» и «Буковка») есть звук [б].
Задание - «Чтение». Предложите ребенку прочитать перечисленные ниже слоги вместе с
Буковкой. Читайте их слитно, «растягивая» гласный звук. Если малыш читает слоги
достаточно хорошо, можно перейти к словам. Читайте их по слогам, слитно,
«растягивая» гласные звуки. Если первой в слоге стоит согласная, обращайте
внимание ребенка на последующую гласную букву, чтобы при чтении он сразу
переходил к следующей букве, не делая пауз между ними.
Слоги
для чтения: ба, бо. бу, бэ, бы, би.
Слова
для чтения: бум, бом, бам, бим.
А
потом друзья вместе нарисовали трубу Слыша.
Задание «Рисунок по клеточкам "Труба"». Предложите ребенку нарисовать красивую трубу Слыша.
Возьмите тетрадь в клеточку. Попросите его отступить на 10 клеточек вниз от
предыдущих рисунков и на 10 клеточек вправо от левого края листа, поставить
точку в правом нижнем углу десятой клеточки — это будет начало рисунка. Затем
ребенок перерисовывает (копирует) картинку.
|