Друзья
сошли с поезда и поспешили на окраину волшебного города. Там, около горы, в
небольшой пещере жил их друг Дракоша. Им предстояло пройти мимо домов-ракушек,
обойти аквапарк и карусели и подойти к горе.
Буковка
шла спокойно, рассматривая дома и жителей города. А Слыш все время
останавливался и чесал правое ухо.
—
Что случилось с твоим ухом? — спросила Буковка.
—
Оно плохо слышит. В нем раздается какой-то странный стрекочущий шум: «ц-ц-ц».
Наверное, когда мы ехали в поезде, ветер задувал в мое правое ухо, оно
простудилось и теперь ничего не слышит. Как же я буду слушать новые звуки?
—
Давай я посмотрю твое ухо,— сказала Буковка. Она тихонько развернула его и
достала из правого уха Слыша какой-то маленький зеленый предмет, который громко
стрекотал: -«ц-ц-ц».
—
Да это же кузнечик! — воскликнула она. — Как ты оказался в ухе моего друга?
—
Ц-д-ц, я ехал вместе с вами в поезде, в
гости к своей бабушке. А чтобы меня не сдуло ветром из вагона, я
забрался в ухо к Слышу — там очень тепло и уютно! Мне было так комфортно, что
от радости я стал стрекотать,— ответил малыш кузнечик. — Извините, что я вам
доставил беспокойство. Я вижу, что мы уже приехали. Здесь неподалеку живет моя
бабушка. Мне пора, прощайте!
Кузнечик
выпрыгнул из ладони Буковки и скрылся в траве. Слыш обрадовался, что его ухо
опять хорошо слышит и что оно помогло малышу добраться до его бабушки. Песенка
кузнечика тоже понравилась Слышу. Он потренировал свой язычок.
Упражнение для язычка «Грибок». Предложите ребенку вместе со Слышем потренировать
язычок: улыбнуться, поцокать языком, будто едешь на лошадке, присосать язык к
небу. Упражнение выполняйте перед зеркалом 5—7 раз.
«Ц-ц-ц»
— застрекотал Слыш как маленький кузнечик. (Язык не хотел пропускать воздух, он улегся вниз, прижался к нижним
зубам. Зубы тоже закрыли выход воздуху, между ними осталась только маленькая
щелка. А воздух все равно прорвал преграду и резко, толчками выскакивал на
волю.)
Задание «Произнеси звук». Попросите ребенка верно произнести звук [ц]. Следите
за правильным положением губ, языка, работой горлышка и дыханием.
Слыш
решил описать и этот звук.
Задание «Опиши звук». Вместе с ребенком помогите Слышу описать звук [ц].
Спросите ребенка: «Если воздух при произнесении этого звука встречает преграду,
какой это звук?». (Согласный.) Теперь
попросите определить место преграды и описать ее: воздуху мешает язычок,
который прижался к нижним зубам. Затем спросите: «Этот звук звонкий или
глухой?». Чтобы ответить на ваш вопрос, ребенок может закрыть ушки ладонями и
произнести звук [ц]. Если ушки «гудят», этот звук звонкий, если не гудят —
глухой. Также можно для проверки приложить ладонь к горлышку. Затем определите,
может ли этот звук быть мягким и твердым. Произносите вместе с ребенком этот
звук твердо: [ц] (помогите себе кулачком — кулачок сжимается сильно). Обратите
внимание ребенка на то, что этот звук произносится только твердо. В конце
задания попросите ребенка дать полное описание звука: этот звук согласный,
глухой, может быть только твердым.
Буковка
предложила Слышу называть слова, в названии которых есть звук [ц].
Игра «Кто назовет больше слов со звуком [ц]». Поиграйте с друзьями: предложите ребенку придумывать
любые слова со звуком [ц]. Можно организовать соревнование: кто-то помогает
Слышу, а кто-то — Буковке.
Так
они шли по дорожке, называя слова: цветы, цапля, палец, колодец, цыпленок,
царь и другие.
А
Буковка написала букву:
Слыш
посмотрел на ее рисунок и сказал:
Вот
какая буква Ц:
С
коготочком на конце.
(А.
Шибаев)
Игра «Напиши букву». Предложите ребенку написать согласную букву «Ц» в альбоме или в
тетради. Сначала вы сами пишете большую печатную букву «Ц», читая ребенку
стихотворение. Затем малыш самостоятельно пишет эту же букву и рассказывает про
нее стихотворение. Когда большая буква «Ц» будет получаться достаточно хорошо,
попробуйте вместе написать маленькую печатную букву «ц».
Задание «Чтение». Предложите ребенку почитать слоги вместе с Буковкой. Читайте их слитно,
«растягивая» гласный звук. Если малыш уже достаточно хорошо читает слоги, можно
перейти к словам. Читайте их по слогам, слитно, «растягивая» гласные звуки.
Если первой в слоге стоит согласная буква, обращайте внимание ребенка на
последующую гласную, чтобы при чтении он сразу переходил к следующей букве, не
делая пауз между ними
Слоги
для чтения: ац, оц, уц, эц, ыц, иц.
Слова
для чтения: овцы, овца, цыпа, нал, цокот, цапка, цикада, цинга, цинк, синица.
Слыш
предложил Буковке нарисовать маленького кузнечика и подарить рисунок Дракоше.
Так они и сделали.
Задание «Рисунок по клеточкам
"Кузнечик"». Предложите ребенку тоже нарисовать подарок для
Дракоши. Возьмите тетрадь в клеточку. Попросите малыша отступить на 10 клеточек
вниз от предыдущих рисунков и на 10 клеточек вправо от левого края листа,
поставить точку в правом нижнем углу десятой клеточки – это будет начало
рисунка. Затем ребенок перерисовывает (копирует) картинку.
|