Слыш
снял малыша-дятла с крыши, а Буковка бережно положила его в кармашек своего
платья, и они отправились в лес на поиски родителей крохи дятла.
Пройдя
по всем своим любимым дорожкам, они вышли на зеленый лужок.
Игра «Что звучит в баночке?» Предложите ребенку поиграть в уже знакомую ему игру.
Возьмите три прозрачные баночки, положите в одну камешки, в другую — песок, а в
третью налейте воду. Предложите ребенку рассмотреть баночки, погреметь ими и
послушать, что как звучит. Затем спрячьте баночки за ширму, погремите по
очереди всеми баночками. Малыш угадывает на слух, что звучало.
Слыш
остановился, развернул свои большие уши в разные стороны и начал
прислушиваться. В лесу раздавалось много разнообразных звуков: вот завыл
маленький волчонок, а вот дядюшка Э вышел на прогулку, а где-то далеко
послышалась песенка медвежонка.
Игра - «Назови гласные звуки». Попросите малыша вспомнить «песенки» маленького
волчонка (звук [у]), дядюшки Э (звук [э]), медвежонка (звук [ы]). Спросите,
какие это звуки. (Гласные.) Попросите
ребенка объяснить, почему эти звуки называются гласными. (Воздух выходит из ротика легко и свободно,
не встречая преграды.)
Только
больших дятлов не было слышно...
—
Малыш, постучи по коре этого дуба, — предложила Буковка, — может, твои мама и
папа услышат тебя.
Слыш
посадил маленького дятла на ствол дерева, и малыш начал тихонечко стучать
клювом.
Вдруг
справа донеслось: д-д. А слева — д-д-д. Это большие дятлы услыхали своего
сыночка. С правой стороны прилетела мама, а с левой — папа дятла. Они так
обрадовались встрече, что сразу даже не заметили Слыша и Буковку.
—
Мама, папа, — сказал обрадованный малыш, — вот мои спасители! — И дятел
рассказал про все свои приключения.
Большие
дятлы сердечно поблагодарили наших друзей, подхватили своего сына и полетели к
высокому старому дубу, где был их дом.
Довольный
Слыш размял свой веселый язычок.
Упражнение для язычка - «Большой дятел». Предложите ребенку потренировать язычок вместе со
Слышем: улыбнуться, открыть рот, при этом кончик языка стучит в бугорочки за
верхними зубами: д-д, д-д-д. Выполните упражнение перед зеркалом 5—7 раз.
Слыш
заметил, что его язык не хотел
пропускать воздух, он поднялся к бугоркам за верхними зубами, прижался к ним,
устроил преграду. Но воздух прорвался сквозь преграду, а язык сердито и звонко
застучал по бугоркам.
Задание - «Произнеси звук». Попросите ребенка произнести изучаемый звук верно, в
соответствии с описанной артикуляцией. Следите за правильным положением губ,
языка, работой горлышка и дыханием.
Слыш
решил описать новый звук.
Задание - «Опиши звук». Помогите Слышу описать звук [д]. Спросите: «Если
воздух при произнесении этого звука встречает преграду, какой это звук?» (Согласный.) После этого попросите
определить место преграды и описать ее: воздуху мешает свободно выходить изо
рта язычок, который прижимается к бугорочкам за верхними зубами. Затем спросите
ребенка: «Этот звук звонкий или глухой?» Чтобы ответить на этот вопрос, ребенок
может закрыть ушки ладонями и произнести звук [д]. Если ушки «гудят», этот звук
звонкий, если не гудят — глухой. Также для проверки звонкости-глухости можно
приложить ладонь к горлышку. Затем определите, может ли этот звук быть мягким и
твердым. Произносите вместе с ребенком этот звук сначала твердо: [д] (помогите
себе кулачком — сильно его сожмите), а затем мягко: [д'] (кулачок сжимается
слабо, губы улыбаются). Далее попросите ребенка дать полное описание звука:
этот звук согласный, звонкий, может быть и твердым, и мягким.
Слыш
начал перечислять имена своих друзей и слушать, в начале какого имени стоит
звук [д].
Игра - «Есть ли в начале слова заданный звук». Предложите ребенку поиграть со Слышем в новую игру:
перечисляйте имена друзей вашего ребенка или просто имена детей. Малыш
внимательно слушает и определяет, в начале какого имени стоит новый для него
звук [д]. Если ребенок слышит заданный звук, то говорит об этом или хлопает в
ладоши. Предлагаемые имена: Даня, Игорь, Даша, Дарина, Аня, Оля, Дуня, Дина,
Уля, Дима.
Буковка
не забыла захватить в лес волшебный карандаш и кусочек бумаги, она решила
написать букву «Д»:
Посмотрев
на свой рисунок, Буковка рассмеялась и сказала:
Буква
Д — как дом на ножках,
А
живет в нем Бабка Ежка.
(Е.Тарлапан)
Игра «Напиши букву». Предложите ребенку написать новую согласную букву в альбоме или в
тетради. Сначала вы напишите большую печатную букву «Д», читая вслух
стихотворение. Затем малыш пишет эту же букву и рассказывает про нее
стихотворение. Когда большая буква «Д» будет у малыша получаться достаточно
хорошо, попробуйте вместе с ним написать маленькую печатную букву «д». А потом
Буковка нарисовала больших дятлов рядом с малышом дятлом.
Задание - «Рисунок по клеточкам "Большой дятел
"». Предложите ребенку нарисовать
маму дятла-малыша. Возьмите тетрадь в клеточку. Попросите его отступить на 10
клеточек вниз от предыдущих рисунков и на 10 клеточек вправо от левого края
листа, поставить точку в правом нижнем углу десятой клеточки — это будет начало
рисунка. Затем ребенок перерисовывает (копирует) картинку.
Задание «Чтение». Предложите ребенку прочитать
слоги вместе с Буковкой. Читайте их слитно, «растягивая» гласный звук. Если ваш
малыш достаточно хорошо читает слоги, можно перейти к словам. Читайте их по
слогам, слитно, «растягивая» гласные звуки. Если первой в слоге стоит согласная
буква, обращайте внимание ребенка на последующую гласную, чтобы при чтении он
сразу переходил к следующей букве, не делая пауз между ними.
Слоги
для чтения: да, до, ду, ды, дэ, ди.
Слова для чтения: дома, дата, дубы, Дима, вода, дама, дума, мода, ода,
иди.
|